Алёна Бабич
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
▼ Скачать
Тема: «Тайны страны рассказов»
Цель: совершенствование навыка составления рассказа по таблице.
Образовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме «Весна».
- Совершенствование навыка составления рассказа с помощью таблицы.
- Формирование понятий «время года», «весна».
Развивающие задачи :
- Развитие связной речи, внимания, слухового восприятия, мышления, артикуляционной и общей моторики.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- формирование доброжелательности, инициативности, развитие интереса к особенностям климата своей родины
- воспитание бережного отношения к природе
Оборудование: мольберт с магнитами, наглядный материал по теме «Весна», раздаточный материал (раскраски, цветные карандаши, кукла-принцесса, чемоданчик с подарками.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»
- какой сегодня день недели? (объяснить, почему он так называется)
- какое время года?
- какой месяц?
Отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(весна)
2. Объявление темы:
Мы поговорим сегодня о времени года «Весна». Для этого мы отправимся в страну рассказов и попробуем разгадать её тайны. Вы любите сказки? В любой сказке есть волшебники добрые и злые. В нашей сказке злой волшебник заколдовал принцессу, и она уснула долгим крепким сном. Спала она очень долго, но добрая фея пожалела принцессу и расколдовала её. Принцесса проснулась, посмотрела в окно и воскликнула: «Как здорово! На улице весна! Как же долго я спала!»
- скажите, ребята, как принцесса догадалась, что наступила весна? По каким приметам?
(солнце пригревает; небо голубое-голубое, высокое, чистое; на земле уже растаял снег, появилась первая, зелёная травка; на деревьях набухли почки; птицы запели звонко, весело; люди одеты легко, в куртках, в плащах; проснулись насекомые; день стал длиннее).
- правильно, ребята, наша принцесса увидела, что произошло вокруг, и догадалась, что наступила весна.
3. Ребята, я предлагаю рассказать нашей принцессе всё, что мы знаем о весне.
- назовите весенние месяцы по порядку?
- назовите месяц, который, иногда, очень похож на зиму?
(читаем стихотворение «Зима недаром злиться»)
- какой весенний месяц самый поющий, журчащий, звенящий?
(чит. ст. «Апрель» поют птицы, журчат ручьи, звенит капель)
- назовите месяц, который очень похож на лето?
(чит. ст.
В мае мир глядится новым!
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестились сады,
Всё цветёт… и нет ответа,
Где зима, а где тут лето?
4. Молодцы! я предлагаю вам поиграть в весёлую разминку и показать как к нам пришла весна.
Долго шла весна тайком
После зимней стужи
А сегодня босиком
Шлёпает по лужам
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным
Скоро, скоро быть теплу
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
В стране рассказов и ещё много тайн и мы отправляемся дальше.
Обратите внимание на эту таблицу (показываю мнемотаблицу) она непростая, волшебная потому что помогает составлять самые интересные рассказы о природе, о времени года, о любом месяце.
И я предлагаю вам поработать в командах по этой таблице (команда «Смайлики» и команда «Солнышки») за две минуты вы должны составить рассказ про апрель.
Работа в командном составе закончена, дети садятся на свои места. Таблицу переносим на мольберт, от каждой команды выбран рассказчик, который рассказывает про апрель по таблице.
В начале рассказа обязательно обсудить, как может начинаться рассказ :
1. Наступил апрель.
2. Пришёл апрель.
3. Апрель – второй месяц весны.
Примерное содержание рассказа :
Наступил апрель. Солнце светит ярко, пригревает. Небо голубое, чистое, высокое. Снег давно растаял, появилась зелёная травка, расцвели одуванчики, первоцветы. На деревьях набухли почки, появляются листочки. Перелётные птицы вернулись с юга, построили гнёзда, звонко и весело поют. Животные поменяли шубки, те, что были в спячке - проснулись. Люди одеваются легче. Дети играют в песочнице, строят замки из песка, башни, куличи. Рисуют мелом на асфальте. Вот такой он замечательный, весёлый, тёплый апрель!
Спасибо! Молодцы! Аплодисменты!
5. Итог:
Сегодня последний день апреля – 30 число!
Завтра наступит май. Я думаю, что нашей принцессе очень понравилось, как вы играли, составляли рассказы о весне по таблице, и, чтобы этот замечательный тёплый месяц запомнился вам надолго, принцесса приготовила для вас сюрприз – чемоданчик путешественника с подарками, чтобы узнать, что в нём лежит, надо нарисовать апрель. Берите раскраски, карандаши и нарисуйте каждый свой апрель. Мы оформим выставку и узнаем, что подарила нам принцесса. (дети садятся за столы рисовать)