Наталья Горбатых
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
Воспитатель:
Горбатых Н. В.
2022г.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цели:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление описательного рассказа по картине „Собака со щенятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Учить детей описывать картину в определённой последовательности, назы-вать картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей составлению небольшого рассказа по картине. Упражнять в подборе определений к явлениям. Отработать употребление в речи детей уменьшительно - ласкательные формы существительных. Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных.
Развивающие :
Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию речи при описании сюжета картины. Развивать словарный запас, наблюдательность. Развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным. Воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать. Воспитывать навыки коллективной работы. Активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами. Закреплять грамматический строй речи (название детёнышей животных).
Словарная работа: Собака, щенок.
Оборудование: Игрушка– собака, карточки-подсказки для ведущего, мягкий мяч для физкультминутки.
Демонстрационный материал: Картина «Собака со щенятами».
Раздаточный материал:Маски.
Подготовка воспитателя к занятию :
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Воспитатель определяет тему занятия, собирает материалы, готовит текст занятия, учит стихи, текст и т. п.
Предварительная работа с детьми:
Перед занятием, воспитатель проводит ряд мероприятий по определению уровня знаний и умений детей, проводит тесты, беседы, игры. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных, рассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково», «Чего не стало?».
Картина предварительно вывешена утром на фланелеграфе для самостоятельного рассматривания детьми.
Методы и приёмы на занятии :
1. Игровой.
2. Наглядный:показ;
3. Словесные:словесные игры;беседа;пояснение; вопросы детям; образец воспитателя; дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова.
Ход занятия:
Воспитатель: Станем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу!
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Воспитатель: Улыбнитесь друг дружке. Предлагаю всем присесть на свои стульчики.
Дети занимают места.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, слушайте внима-тельно:
Звонко лает, хвостом виляет
Чужих домой не пускает. (Собака)
Воспитатель: Кто это?
Дети: (хором) Собака
Воспитатель: Правильно, ребята, это собака. Ребята, а где жи-вёт собака? Только я вас попрошу ответить полным предложением «Собака живёт…»
Дети: Собака живёт дома, в будке
Воспитатель: Верно, а собака – это какое животное?
Дети: Собака – домашнее животное.
Воспитатель: Правильно, собака живёт рядом с человеком.
Артикуляционная гимнастика «Собачка»
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнёт, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный язычок на ниж-нюю губу. Задерживаем на 3–5 секунд. Убираем язычок. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно сделали.
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышали, что кто- то постучал. Пойду, посмотрю кто там.
Воспитатель выходит за дверь и вносит расстроенного собачонка. Зовут его Дружок. Он принес с собой картину и коробочку и никак не мо-жет составить рассказ по картине.
Дети поможем Дружку?
Дети тоже только учатся составлять рассказ и покажут собачке, что они умеют.
Воспитатель вывешивает картину «Собака со щенятами» на доску.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картину очень внима-тельно.
Дети рассматривают картину 1 минуту.
Воспитатель: Кого вы видите на картине? Только я попрошу вас от-ветить полным предложением, вот так «Я вижу на картине…» дожидаясь от детей полного ответа «Я вижу собаку и щенков»
Воспитатель: Что ещё вы видите на картине кроме собаки и щенят? Воспитатель обращается поимённо к детям индивидуальные ответы
Дети: ответы
Воспитатель: Что делает собака?
Дети: Собака лежит на траве
Воспитатель: Какая собака? Опишите её, пожалуйста, полным пред-ложением (индивидуальные ответы)
Дети: Собака большая
Воспитатель: Какая у нее шерсть?
Дети: У собаки густая, пушистая, коричневая, белая.
Воспитатель: Сколько лап у собаки?
Дети: У собаки четыре лапы
Воспитатель: Кто сидит около собаки?
Дети: Около собаки сидит щенок.
Воспитатель: А что делает другой щенок?
Дети: Он смотрит на воробьёв
Воспитатель: Какой щенок, опишите его, пожалуйста, полным пред-ложением.
Дети: Щенок маленький.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать возле стульчиков и поиг-рать в игру с мячом. Вставайте возле стульчиков, я вам буду говорить про то, что есть у мамы-собаки и бросать вам мяч, а вы называете то же самое ласково, что есть у щенков, например: У мамы-собаки глаза, а у щен-ка…глазки
• У мамы лапы – у щенка (лапки)
• У мамы хвост – у щенка (хвостик)
• У мамы морда – у щенка… (мордочка)
• У мамы зубы – у щенка (зубки)
• У мамы когти - у щенка (коготки)
• У мамы уши – у щенка (ушки)
• У мамы нос – у щенка (носик)
• У мамы спина – у щенка (спинка)
Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы столько знаете о собаках! Давайте с вами опять присядем на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, собаки нас не укусят?
Дети: Нет
Воспитатель: Да, ребята, если мы с вами не будем дразнить собак, кричать на них, то они нас не тронут.
Воспитатель: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Давайте погладим щенка, какой он?
Дети: Мягкий, тёплый
Воспитатель: А какая миска?
Дети: Железная, холодная
Воспитатель: Давайте представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?
Дети: Деревянная, шершавая, твердая
Воспитатель: Молодцы!
Пальчиковая гимнастика «Собачка»
Ав-ав-ав, никого я не пугаю. (Локоть правой руки опирается о стол, кисть - параллельно столешнице).
Ав-ав-ав, я с детишками играю. (Разводить и сводить большой палец с остальными сомкнутыми пальцами).
(То же другой рукой).
Воспитатель: Давайте вернемся к нашей картине. А как бы вы назвали эту картину?
Дети: Варианты ответов индивидуальные.
Воспитатель: А художник назвал эту картину «Собака со щенятами» (Образец рассказа воспитателя).
«Это … собака со щенятами. Собака …большая, лохматая, добрая. У собаки двое … щенят. Один …. лежит около мамы. Другой …стоит и смотрит на воробьёв. Щенки … маленькие, пушистые. Воробьи не улета-ют, потому, что … не боятся собак»
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь хочет нам рассказать о картине, не стесняйтесь, я буду вам помогать. Выходит ребёнок к доске, составляет рассказ по картине с помощью опорных слов воспитателя.
Вызвать ребёнка для самостоятельного ответа. Похвалить.
Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, о ком я вам сейчас расскажу – о собаке или о щенках :
• Большая, лохматая, заботливая? (мама-собака)
• Маленький, любопытный, смешной? (щенок)
Ответы детей
Физминутка. Игра День и ночь.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что делают щенки ночью? - Спят.
А днем они любят играть и веселиться. Давайте поиграем с вами в игру День и ночь. Представим, что мы собачки.
Дидактическая игра «Где находится щенок»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой веселый стал наш Дружок. Он научился составлять рассказ по картине и хочет поиграть с ребятами; Я сейчас буду сажать Дружка в разные места, а вы будете говорить, где он находится.
Например:
собачка в корзине.
собачка за диваном.
Собачка на полке
Собачка на коленях
Собачка за воспитателем
Воспитатель поправляет детей, если в их ответах пропущены или неверно употреблены предлоги.
Воспитатель: ребята, вы такие у нас молодцы, столько сегодня загадок отгадали, столько интересного рассказали о картине, знаете, что собаки добрые, живут рядом с людьми. «Собака – друг человека». Я думаю, что вы придете домой и расскажете своим братикам, сестричкам и родителям о том, что было интересного у нас на занятии. А что вам больше всего понравилось сегодня делать?
Дружок приготовил вам памятные сувениры. Давайте попрощаемся с гостем, поблагодарим его. Наше занятие окончено.