Наталья Кудряшева
«Звонок лучшему другу». Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ на тему «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи
с элементами ТРИЗ на тему транспорт
«Звонок лучшему другу»
Цель:
Совершенствовать грамматический строй речи, речевую активность, диалогическую и устную связную речь.
Задачи:
Публикация «„Звонок лучшему другу“, Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ на тему „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
1. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. Развивать память, словесно-логическое мышление, произвольное внимание;
2. Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частях, функциях, профессиях;
3. Развивать у детей логическое, образное мышление, системность мышления, ассоциативный процесс, умение сопоставлять, сравнивать, выделять общие признаки путём сравнения.
4. Формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Словарь: воздушный, наземный, водный.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, иллюстрации с изображением различного вида транспорта, картинки с видами транспорта (вода, небо, воздух, шапочки-маски для игры «Теремок», ширма Теремок, видеозапись.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разного вида транспорта, чтение «Если бы я был автобусом» А. Гиневского, беседы о транспорте, чтение С. Георгиева «Бутерброд с мотором», рисование «Сказочный транспорт», игры с конструктором: создание транспорта для нашего города.
Формы работы: фронтальная.
Методы и приёмы:
1. Сюрпризный момент;
2. Д/и «ДА-НЕТка»»» (ТРИЗ);
3. Д/и «Подбери картинки»;
4. Д/и «Теремок» (ТРИЗ);
5. Д/и «Хорошо-плохо» (ТРИЗ);
6. Рефлексия.
Ход образовательной деятельности:
Этапы занятия:
1. Мотивационно-побудительный:
Дети заходят в группу, рассаживаются на стулья.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята!
Я хочу Вас познакомить с моим лучшим другом, но он очень необычный: это человек, он похож на насекомое и бытовой прибор.
Как думаете, кто это?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Попробуйте угадать в игре “Да-нет-ка”.
Д/и «ДА-НЕТка».
Дети.
А может это комар, муха, паук, жук, шмель?
Воспитатель:
Нет.
Дети. - Может это телефон, пылесос, стиральная машина?
Воспитатель:
- Это человек, сказочный герой.
Воспитатель:
- Да, это Карлсон.
- Ребята, он мне давно не звонил, и я соскучился по нему.
Давайте мы с вами ему позвоним по скайпу, заодно познакомитесь с ним!
Звонок Карлсону по скайпу (на проекторе появляется видео звонок).
Карлсон:
- Привет, мой дорогой друг!
О, смотрю ты не один, как у тебя много малышей!
Воспитатель:
- Как твои дела? Почему ко мне в гости не прилетаешь?
Карлсон:
Ты представляешь, у меня запасы варенья закончились и все!
Пропеллер не работает, летать не могу!
Вот беда!
Хотел до вас добраться, эх у вас там, наверное, весело?
Да вот теперь не знаю, как это сделать!
Воспитатель:
- Не расстраивайся! Ребята, а на чем Карлсон может до нас добраться?
Дети: На самолете, ракете, вертолете, птице, воздушном шаре и т. д.
Карлсон:
Вы любите путешествовать?
На чем можно путешествовать?
Дети: Поезд, машина, автобус, самолет, корабль.
Воспитатель:
Как назвать все это одним словом? (Транспорт.)
Поможем Карлсону выбрать транспорт для путешествия?
Ведь он думает, что путешествовать можно только c помощью своего пропеллера.
2. Организационно – поисковый:
Воспитатель: Сейчас я вам раздам карточки транспорта.
Д/и «Подбери картинку».
В группе расположены значки транспорта: вода, небо, земля.
Дети берут картинки и распределяются по виду транспорта.
Дети рассказывают о транспорте по картинкам и к какому виду этот транспорт относится.
Игра проходит на ковре.
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте расскажем Карлсону:
1. Кто управляет наземным транспортом?
Шофер,
троллейбусом управляет водитель троллейбуса;
автобусом - водитель автобуса;
трамваем - вагоновожатый;
поездом - машинист;
велосипедом - велосипедист;
мотоциклом - мотоциклист. (Дети повторяют.)
водитель троллейбуса управляет чем? (троллейбусом);
машинист управляет. (поездом);
вагоновожатый управляет. (трамваем).
2. Самолётом? Пилот, штурман, бортинженер, воздушный стрелок.
3. Кораблём? Капитан, матрос.
4. Куда приземляются самолёты? Аэропорт, взлетная и посадочная полоса.
5. Какие бывают поезда? (пассажирские, грузовые: товарные - товары продовольственные и промышленные, а грузовые –грузы (нефть, лес, уголь).
Карлсон:
Спасибо ребята за ответы.
Только я пока ещё плохо разобрался в транспорте.
Д/и «Теремок».
Воспитатель:
Чтобы Карлсон лучше разбирался в транспорте, поиграем в игру «Теремок». Для этого выйдем все на ковер и присядем.
Воспитатель одевает шапочки транспорта:
Автомобиль;
Корабль;
Вертолет;
Мотоцикл;
Велосипед;
Поезд.
Воспитатель:
Живет в теремке автобус. (ребёнок)
Едет мимо “Автомобиль”.
Ребенок (Р). - Автобус, пусти меня в теремок.
А. Скажешь, что у нас общего, пущу.
Р. У нас есть колеса.
К. Заходи.
Воспитатель:
Живут они вдвоем. Плывет мимо корабль.
Р. Автобус, пусти меня в теремок.
А. Скажешь, что у нас общего, тогда пустим.
Р. У нас есть кабина. (рубка)
К. Заходи.
Воспитатель:
Летит мимо вертолет.
Р. Автобус, пусти меня в теремок.
Д. Скажешь, что общего, тогда зайдешь.
Р. У нас есть окошки.
Воспитатель:
Живут они вместе. Едет мимо мотоцикл.
Р. Автобус, пусти меня в теремок.
Д. Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.
Р. У нас есть сиденье.
Воспитатель:
Едут мимо велосипеды.
Р. Автобус пусти меня к себе жить.
Д Скажешь, что у нас общего?
Р. У нас есть педали.
Воспитатель:
Вот едет мимо поезд.
Р. Автобус, пусти меня в теремок.
Д. Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.
Р. Мы перевозим грузы, людей.
Д. Заходи к нам.
Карлсон:
- Молодцы, ребята, спасибо за игру.
Я много узнал о транспорте.
Воспитатель: - Давайте представим, что мы шоферы и разомнемся немного:
Физминутка «Мы - шоферы»
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
Все возвращаются на свои места
Карлсон:
Ура! Я уже знаю, на чём поеду к вам.
Я выбираю автомобиль.
Автомобиль — это хорошо!
Воспитатель: Почему автомобиль — это хорошо?
Игра “Хорошо – плохо”.
Хорошо, что есть автомобиль.
Высказывания детей: Он красивый, можно ездить, перевозить грузы …
Воспитатель: Ребята, а бывает плохо, что есть автомобиль?
Высказывания детей: загрязняет воздух, можно попасть в аварию и др.
Воспитатель: Вот Карлсон, как много транспорта на свете, поэтому выбирай любой и к нам приезжай или прилетай!
Карлсон: Обязательно, уже выезжаю, до встречи!
3. Рефлексивно-корригирующий:
Воспитатель:
Ребята, с кем мы сегодня познакомились?
Смогли мы ему помочь?
Что мы для этого сделали?
Появляется Карлсон, здоровается со всеми.
Дети и воспитатель дарят ему банку варенья.
А Карлсон дарит им мультфильм про себя и Малыша
(садятся вместе смотреть мультфильм).