Татьяна Суханова
Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ (средняя группа)
▼ Скачать
Воспитатели: Суханова Т. А. Перминова И. В
Тема: «Поможем колобку попасть в свою сказку»
Программное содержание:
• учить детей рассказывать сказку по цепочке;
• совершенствовать умение детей драматизировать сказку, действовать в соответствии с взятой на себя ролью;
• закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя и использовать в ответах простые, распространённые предложения;
• закрепить название сказок;
• закрепить умение составлять описательный рассказ по картине с использованием мнемотаблицы;
• активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие качества предмета;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
• развивать связанную речь детей, мышление, умение рассуждать;
• развивать творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники;
• воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции;
• воспитывать интерес к сказкам.
Материал : посылка, письмо, клубочек ниток, мяч, презентация, корзина, картина «Лиса», волшебный сундучок, мнемотаблица, рукавичка, платок, волшебный мешочек, игрушка – репка, карточки к сказке «Репка», маски к сказке, раскраски.
Предварительная работа: чтение сказок, обучение детей рассказыванию с помощью элементы мнемотаблицы, рассматривание картины «Лиса», дидактическая игра «Какой, какая, какие», драматизация сказок.
Ход занятия:
1. Психогимнастика – приветствие.
Собрались все дети в круг (дети стоят в кругу, держась за руки)
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, посылку. Давайте вместе откроем и узнаем, от кого посылка и что в ней.
Воспитатель открывает посылку достает и читает письмо, клубок.
Проблемная ситуация
Слайд № 1
«Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Я не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что хитрая лиса перепутала все дорожки к сказкам. Помогите мне найти свою сказку. В помощь вам, я прислал волшебный клубочек, он вам укажет дорогу, но впереди вас ждут задания от Лисы, которые нужно обязательно выполнить. Желаю вам удачи».
Слайд № 2
Воспитатель: Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?
Дети: ответы
Мотивация
Воспитатель: Ну, что ж отправляемся в путь. Берем с собой волшебный клубочек. Давайте скажем волшебные слова. Повторяйте за мной.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
(Воспитатель бросает клубочек)
I Задание: метод «Мозговой штурм».
На столе стоит корзинка с мячом и запиской.
Воспитатель: Мы пришли к первому заданию. Ой, здесь какая-то записочка.
«Хочу проверить, знаете ли вы сказки? А, что вам поможет в этом, вы узнаете, когда загляните в корзинку. Лиса»
Воспитатель: ребята встаньте в круг, я буду вам бросать мячик, задавать вопросы, а вы будите ловить мячик и на вопросы отвечать.
- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- Кто потерял в лесу рукавичку?
- Кого выгнала лиса из домика?
Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием? Молодцы, сказки знаете. Выполнили задание Лисы. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы готовы?
Воспитатель: говорите слова вместе со мной.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
(Воспитатель бросает клубочек)
II Задание: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы. «Хочу, чтобы вы составили описательный рассказ, а про кого вы узнаете, когда снимите платочек с картины. Лиса»
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
(Воспитатель открывает картину).
Кто нарисован на картине?
Кто хочет рассказать про Лису, а в помощь вам таблица.
Дети составляют описательный рассказ о Лисе с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием? Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы готовы?
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
(Воспитатель бросает клубочек)
III Задание: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы. «Расскажите про предмет, а какой вы узнаете, когда откроете сундучок. Лиса» (Воспитатель открывает сундучок и достает рукавичку)
Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это рукавичка.
- А рукавичка, какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Ребята, из какой сказки это вещь? (Сказка «Рукавичка»)
Молодцы, дети, хорошо справились с заданием? Теперь мы с вами можем отправляться дальше в путь. Вы готовы?
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
(Воспитатель бросает клубочек)
IV Задание: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы. «Перескажите сказку, а какую вы узнаете, когда откроете волшебный мешочек. Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше. Лиса»
Воспитатель предлагает ребёнку достать из мешочка предмет.
- Что это? Репка. Из какой она сказки?
Я предлагаю вам распределить свои роли с помощью карточек.
Каждый ребёнок выбирает себе карточку и маску согласно роли.
Для этого вам нужно будет выбрать карточку, на которой изображено начало сказки, повернуться лицом к остальным детям, показать картинку и начать рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того, как этот ребёнок завершит свой отрывок, второй ребёнок находит следующую карточку, выходит, тоже поворачивается лицом к остальным детям, и продолжает сказку, и так до самого конца.
Будьте внимательны: вы должны ни разу не ошибиться при рассказывании сказки и выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности.
(После пересказа сказки от начала до конца, воспитатель предлагает рассказать сказку ещё раз по цепочке, но привлекая других детей)
Рассказ сказки по цепочке и инсценирование сказки.
А чему она нас учит? (это сказка учит быть дружными, добрыми, помогать друг другу)
Есть у народа такая пословица. Пословица
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Ребята, вы молодцы, и рассказали и показали сказку. С заданием справились. Теперь мы с вами можем отправляться дальше в путь. Вы готовы?
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
(Воспитатель бросает клубочек)
VЗадание: «Откройте книгу и узнаете задание. Лиса»
Чистоговорка
Са-са-са: в клетке спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
Воспитатель: все задания выполнены. Колобок хочет вам что – то сказать.
- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы успешно справились со всеми сложными заданиями Лисы и благодаря вам, я снова оказался в своей сказке!»
Мы помогли колобку вернуться домой, я предлагаю вам потанцевать. Сделал дело – гуляй смело.
Танец «Колобок»
Рефлексия:
--Кому вы помогли в начале?
- Кто запутал все дорожки? (Лиса)
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Раздача детям раскраски из сказок «Репка» и «Колобок»