Спиридонова Ольга Павловна
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ в средней группе «Волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Формировать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;
Активизировать словарный запас детей;
Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов технологии ТРИЗ;
Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.
Ход занятия:
Приветствие: Психогимнастика – приветствие (дети стоят по кругу, держась за руки).
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе Утро».
«Доброе Утро» солнцу и птицам.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
«Доброе Утро» улыбчивым лицам.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Наше путешествие будет не простое, а … как выдумаете какое? Волшебное. И мы с вами отправимся в волшебный лес. «Крибле - крабле- бумс». Мы с вами оказались на лесной полянке. Здесь какой-то домик. Вы уже наверно догадались, что это за домик (ответы детей - Теремок).
Воспитатель: Как по дорожке Мышка бежала (выходит ребенок в костюме Мышки). Теремок увидала. К теремку дорожка ведет. Это дорожка заколдована, и, почему- то, Мышку не пускает. А я догадалась почему. Ребята, похоже, мышка немного неряшлива, она сложила вместе овощи и фрукты. А теперь не может разобраться: где фрукты, а где овощи. Поможем ей?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте в одну корзину положим овощи, а в другую фрукты (дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились. Забежала мышка в теремок и стала там жить - поживать, да песни распевать.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
(выходит ребенок в костюме Лягушки).
Давайте попрыгаем с ней по кочкам.
Один, два, 3, 4, 5,
Лягушка начала скакать: (прыжки на месте)
С кочки на кочку прыгает, (прыжки по кочкам, развести руки в стороны)
Лапками весело двигает.
И говорит нам простые слова:
КВА–КВА–КВА.
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи кочки? (Ответы детей).
Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: беда! Помогите, детвора! Поможем Лягушке бусы собрать?
Дети: Да!
Игра «Бусы» (На тарелочках у каждого ребенка набор геометрических фигур). Поочередно называю фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Показываю образец, и дети сравнивают с ним свои работы.
Воспитатель: Прискакала к теремку Лягушка. Пустила ее Мышка - норушка, стали они вместе жить, песни петь и не тужить (в теремок поселяем лягушку).
Воспитатель: Как по дорожке Зайка бежит (выходит ребенок в костюме Зайца, а вдоль дорожки деревья растут (1 елочка, 3 дуба).
Воспитатель: Сколько елочек? Сколько березок? (ответы детей)
Воспитатель: А ёлочка- то не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть.
Физминутка «Ёлочка» (с использованием ИКТ)
Восп:Зайчик, а скажи, какое у тебя время года
Зайчик: _Конечно, зима самое любимое время года
Восп: Я думаю, нашим ребятам тоже нравиться зима. А ты садись, Зайка, и послушай, что дети расскажут о зиме.
– Ребята за что вы любите зиму?
Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить.
Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Можно проводить опыты.
Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?
Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель: Выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
Содержательная часть Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (2 мин.)
Воспитатель: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
Летом – жарко, а зимой
Дети: – холодно.
Воспитатель: Летом на деревьях листья, а зимой –
Дети: листьев нет (или лежит снег).
Воспитатель: Летом день длинный, а зимой –
Дети: короткий.
Воспитатель: Зимой солнце низко, а летом –
Дети: высоко.
Воспитатель: Летом гуляют на улице много, а зимой –
Дети: мало.
Воспитатель: Зимой рябина сладкая, а летом –
Дети: кислая.
Воспитатель: Зимой птицам голодно, а летом –
Дети: сытно.
Воспитатель: Зимой земля покрыта снегом, а летом –
Дети: песком, травой.
Дидактическая игра с мячом «Назови слова» (3 мин.)
Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.
Игра «Подбери признаки» (2 мин.)
Мяч передавай – слова-признаки называй.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: холодная, морозная, снежная, веселая.
Воспитатель: Лето какое?
Дети: жаркое солнечное, веселое, красочное.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
(Поселяем зайку в теремок)
Воспитатель: Тихо, тихо, не шумите,
Кто-то к нам идет сюда.
Ну, конечно же, лиса.
(выходит ребенок в костюме Лисы).
Воспитатель: Лисичка растерялась и не знает, куда ей идти, из какой она сказки. Но у неё есть листы – схемы. Поможем ей разобраться?
Дети: Да!
(Воспитатель достает листы – схемы по р. н. с. : «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Теремок»).
Задание: Посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась? (Ответы детей).
Воспитатель: А лисичка, какая в сказках?
Дети: Хитрая, лукавая, рыжая, пушистая.
Воспитатель: А в нашей сказке, какая лисичка? (Ответы детей). Пустили и Лисичку в теремок жить.
Воспитатель: А по лесу уж Медведь идет (выходит воспитатель в костюме Медведя)
Вдруг увидел теремок – как заревет.
Медведь: Вы пустите меня в теремок?
Воспитатель: Испугались звери! Ребята, влезет ли Медведь в теремок?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему? (Ответы детей) Что же делать? Ведь Мишке плохо будет на улице! (Варианты детей)
Воспитатель: А давайте покажем Мишке, как можно построить теремок. ( Дети: Да)
Пальчиковая сказка-игра «Теремок»
На полянке теремок (ладони соединяем домиком)
Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуть в замок)
Из трубы идет дымок (пальцы сомкнуть в колечки)
Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
Чтобы не забрался вор.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг! (руки развести в стороны).
(Дети строят теремки из строительного материала).
Медведь: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как мне построить дом! До свиданья.
(Дети прощаются с Мишкой).
Воспитатель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравиться находить противоречия, то посадите на полянку красные цветочки, а если вам было неинтересно, скучно, то посадите синие цветочки.
Ребята,я вижу, что занятие вам понравилось.
Путешествовать со зверюшками было интересно и весело. Мы обязательно встретимся с ними в другой раз. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова : «Крибле - крабле- бумс».