Ольга Носова
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
• обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
• развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);
• воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;
Оборудование и материалы: волшебный рюкзачок, конверт с моделями.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе» размещена в разделах
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Кто же я? (Сказочница). Вы любите сказки? Хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?
Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.
Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова.
Дети произносят волшебные слова. Пальчиковая игра «Замок».
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (с силой сжимаем и разжимаем кулаки)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.
На экране появляется (мнемотаблица «Заюшкина избушка»)
Ой! Что это за таблица такая? Квадратики. А в квадратиках рисунки.
Помогите мне, пожалуйста. Внимательно рассмотрите таблицу и попробуйте догадаться, что это за сказка. (Ответы детей).
Правильно, это модель сказки «Заюшкина избушка». Молодцы!
А вы хотите сами смоделировать сказку?
Моделирование сказки.
Предлагаю детям подойти к столу. Посмотрите что лежит на столе?. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги, треугольники, квадраты, овалы). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, черный, оранжевый, красный - желтый, коричневый, голубой).
Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки – геометрическая фигура определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете – какая фигура? (круг). Цвет? (белый). Почему? Оранжевый треугольник для (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какая фигура и какого цвета соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (черный овал). Какую фигуру мы подберем Медведю? Почему? (дети объясняют) А что есть еще у вас на столе- избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).
Правильно ребята.
А теперь мы с вами попробуем рассказать сказку, используя эти модели заместители. Я буду рассказывать сказку, а вы выкладывать модели друг за другом, в соответствии с текстом сказки. Как начинается сказка, кто помнит (Жили были… .)
Будьте внимательны! Сказка начинается!
Сказка.
Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, у лисы избушка растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собаки:
– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Мы ее выгоним!
Пошли собаки к избушке, и как залают:
- Гав-гав уходи лиса вон!
-А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугалаиь и убежали. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц).
Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь:
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я тебе помогу, выгоню лису!
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, не выгнали, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!
Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь:
- Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался, в лес убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь!
Подошли они к избушке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
А лиса:
- Шубу одеваю.
Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать да добра наживать.
Рассказываю сказку, дети раскладывают модели на магнитной доске.
(Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. …. (дети ставят модели избушек)
Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собаки испугались лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.
- Молодцы, ребята. Вы все правильно составили и помогли мне рассказать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Ребята, мне немного жалко лису. Она хоть и выгнала зайца, но сама-то в конце сказки осталась без дома. Страшно, наверное, в лесу ночью? Она ведь не знала, что бывает весной, и что ее ледяной дом растает.
Давайте построим лисе домик из палочек (строят дом из палочек по словесному заданию педагога).
- Возьмите 4 палочки, выложите из них квадрат, добавьте еще две так, чтобы получилась крыша. Какие геометрические фигуры у вас получились?
- Вот теперь лиса будет довольно и не сможет зайца из дома выгнать.
Дети выходят из-за столов и встают на коврик.
Рефлексия.
-Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и, конечно, немного устали.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
Сегодня мы с вами совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка», которую составляли и рассказывали, используя модели - заместители.
-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).
-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка) - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).
-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).
-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).
-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
Молодцы!
Дети, мне надо возвращаться в свой волшебный лес. Но я обязательно вернусь. И мы с вами будем моделировать новую сказку. До свидания!