Екатерина Требушная
Конспект занятия по развитию речи с использованием карт Проппа для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пересcказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят» с помощью карт «Проппа»
[/b]
Цель:[/b] формировать умение пересказывать сказку с использованием технологии «Карты Проппа»
Задачи:
1. Формировать умение пересказывать сказку «Волк и семеро козлят» с помощью карт «Проппа».
2. Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием карт Проппа для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Закреплять имеющиеся представления о сказках, об их частях
4. Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.
Подготовительная работа: чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа.
Оборудование: карты Проппа, Кукла, иллюстрация «Волк и семеро козлят», магнитная доска
Ход
Идет самостоятельная деятельность детей в группе. Заходит воспитатель, в руках у него кукла. Дети внимательно рассматривают куклу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Таня. Она узнала, что мы отправляемся в сказочное путешествие и попросилась путешествовать с нами. Давайте поприветствуем друг друга и куклу Таню.
Приветствие:
"Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!"
Ребята, давайте выберем в книжном уголке сказку для путешествия.
-Ребята, что же случилось? Здесь нет ни одной книги. Но лежит письмо.
-Интересно, от кого оно, давайте я почитаю.
«Я, Королева сказок! Верну вам ваши книги только тогда, когда вы ответите на все мои вопросы. А если справитесь с вопросами, то я вам еще и новую сказку подарю».
-А вот и вопросы тут в конверте. Ребята, а, может, мы не будем на них отвечать? И вовсе не нужны нам её сказки, пусть забирает себе.
-А для чего вам нужны сказки?
-Ну что же, тогда будем отвечать на вопросы королевы сказок.
1. Что такое сказка? ("Это вымышленная, придуманная история, которая рассказывает нам о жизни героев")
2. А знаете ли вы, из скольких частей состоит сказка? (их трех)
3. Как называются эти части? (зачин, основная часть, концовка)
Что происходит в зачине? (рассказывается о героях, о теме сказки) Основной части? (главные события, происходящие ив сказки, волшебство, добрые или злые герои) Концовке? (Чем все закончилось)
4. Игра «Назови сказку правильно»
«Волк и семеро котят»
«Сестрица Алёнушка и братец Егорушка»
«Болобок»
«Даша и медведь»
«Петушок Ряба»
«Четыре медведя»
Ребята, мы ответили на все вопросы королевы и у нас появился сундучок, а в нем книга. Это, наверное, королева сказок нам прислала.
-Посмотрите на иллюстрации в книге. Как она называется? Верно, это сказка "Волк и семеро козлят". Помните, мы с вами ее читали и театр показывали.
-А Таня никогда не слышала и не знает эту сказку.
- Как же нам поступить, чтобы Таня тоже узнала эту сказку?
-Молодцы! Много способов помощи Тане вы предложили. Но мы выберем – пересказывание сказки с опорой на карты В. Я. Проппа.
-А сначала отдохнем.
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету.
(Карты: Жили-были, запрет, герой покидает дом, появляется ложный герой, разоблачение ложного героя, нарушение запрета, враг начинает действовать, возвращение героя, враг повержен, счастливый конец, мораль).
1 карта «Жили были»
Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят.
2 карта «Запрет»
Созвала она всех семерых деток и говорит: «Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите, волка берегитесь».
3. карта «Герой покидает дом»
И пошла коза в лес, корму принести
4. карта «Появление ложного героя»
Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: «Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла». «Не откроемся, — закричали они, — Ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк».
5. карта «Нарушение запрета»…отворили ему дверь.
6 карта «Разоблачение ложного героя» А тот, кто вошел, был волк.
7 карта «Враг начинает действовать» Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.
8 карта «Возвращение героя» Приходит вскоре старая коза из лесу домой.
9 карта «Враг повержен» Вот вспорола она чудовищу брюхо, тут и выскочили один за другим все семеро. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел волк к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул.
10 карта «Счастливый конец» И стали они танцевать вокруг колодца
МОРАЛЬ:
• Слушайся маму.
• Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома — вообще не подходи к двери.
• Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом.
• Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу.
• Добро всегда сильнее зла. Волк утонул! И стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца.
Кто хочет попробовать рассказать сказку? Дети пробуют пересказать сказку, используя карты Проппа.
Слушай, Таня мы начинаем.
-Как вы думаете, вы справились с пересказом?
-А почему вы правильно пересказали сказку? Что было интересным? Что для вас было трудно?
- Ребята, если вы довольны своей работой на занятии, если вам было интересно – похлопайте в ладоши.