Айгюн Махмудова
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Иван Иваныча Самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12 г. Сердобска
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему:
«В гостях у Иван Иваныча Самовара»
Воспитатель: Махмудова Айгюн Махир кызы
Цель: создать условия для формирования навыков связной речи, как средства общения и культуры.
ОО «Речевое развитие»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „В гостях у Иван Иваныча Самовара“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Способствовать совершенствованию развития связной речи детей, посредством диалогической речи;
Активизировать и обогащать словарь детей словами: самовар, чаепитие, традиция, купчиха и др. ;
Развивать умение правильно проговаривать окончания существительных множественного числа;
Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных;
Формировать умений составлять описательные рассказы.
ОО «Познавательное развитие»
Расширять представление детей об окружающем мире;
Воспитывать интерес к истории своего народа, приобщая дошкольников к русской народной культуре.
ОО «Художественно-эстетическое»
Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, фантазии, творческих способностей дошкольников при рассматривании картины.
Материалы и оборудование: картина Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»; стол с самоваром, с посудой, сделанной из разных материалов, мяч, коробка, мешочки с сухими листьями смородины, малины, липы, мята, земляника.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте». Тебе, Маша, я насыплю в кармашек горсточку «здравствуйте» сладкого – сладкого, как сахар. А Саше подарю «здравствуйте» жаркого, как солнышко. А вам, дети, какое хочется подарить «здравствуйте»? ( Ответы детей: волшебное, смешное, ласковое, теплое). Дети дарят «Здравствуйте» друг другу Воспитатель: Молодцы! (Обращает внимание на картину Б. Кустодиева «Купчиха за чаем») Воспитатель: посмотрите, какая интересная картина (заинтересованно смотрит). Мне очень нравится, она такая яркая, выразительная. А вам? (Ответы детей) Воспитатель: (вопросы) - Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей) - Что происходит на этой картине? (Ответы детей - там вечер, тетя пьёт чай из самовара, она гладит котёнка и тд.) - Как бы вы назвали эту картину? Ответы детей - («Котик и женщина», «Тётя пьёт чай из самовара» и тд.)
Воспитатель: (подводит итог) Женщина пьет чай из самовара. На столе сладкий арбуз, зелёный виноград и другие фрукты. Женщина очень красивая и добрая. Она гладит котёнка. Вы придумали очень красивые названия картины. Как называется профессия людей, которые пишут картины? Дети: художники. Воспитатель: эту картину написал художник Б. Кустодиев, она называется «Купчиха за чаем». Купчихой в давние времена называли богатых женщин. Вы уже обратили внимание, из чего она пьёт чай. (Из чашки) От куда она налила чай в чашку? (Из самовара). (Обращает внимание детей на стоящий на столе самовар). Воспитатель: это русский самовар. Как вы думаете, почему назвали самовар «самоваром»?
( Ответы детей: сам варит).
Воспитатель: правильно «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар».
Самовар - это предмет народного быта, он предназначен для разогрева воды. Наши талантливые предки и тут проявили себя, в городе Тула изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. Воспитатель: сейчас мы все превратимся в самовары. Артикуляционная гимнастика: представьте, что вы – вода в самоваре. Что произойдет с водой, когда она начнет нагреваться, а потом закипит. (Дети имитируют кипение воды быстрыми, хаотичными движениями губ). Воспитатель: (проговаривает скороговорку) Самовар-самохвал варил, варил да не доваривал. Предлагает детям проговорить вместе сначала медленно, затем быстрее, шёпотом, громко. (Дети говорят все вместе, затем индивидуально в разном темпе).
Воспитатель: дети, хотите рассмотреть самовар поближе? (Дети рассматривают). - Какой самовар?
(Ответы детей - Блестящий, красивый, пузатый, железный.)
- Что есть у самовара?
(Крышка, дно, стенки, кран.)
- Сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
(две ручки, сделаны из дерева.)
- А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
(чтобы не обжечься.)
- Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки.)
- А для чего нужен самовар?
(В нём кипятят воду, а потом пьют чай.) Воспитатель: кому самовар очень сильно понравился, и кто хочет составить про него рассказ? (Дети составляют описательный рассказ о самоваре 2-3 ребёнка). Воспитатель: дети, у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)
Какие пословицы о чае вы знаете?
Ответы детей:
Чай пить — до ста лет жить.
Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
Где есть чай, там под елью рай. Чай пить – долго жить. Приходите к чаю – пирогами угощаю. Чай не пьёшь – какая сила? Чай попьёшь – другое дело. Воспитатель: много пословиц вы назвали, и, наверное, устали, мы немного отдохнё м и поиграем в игру: «Чего у меня много» (дети становятся в круг, у воспитателя мяч) Тарелка - тарелок
Сковородка - сковородок
Кастрюля - кастрюль
Чайник - чайников
Нож - ножей
Чашка - чашек
Вилка - вилок
Самовар - самоваров
Кружка - кружек
Стакан - стаканов
Ложка-ложек Воспитатель: (дети подходят к столу, на нём стоят предметы посуды, сделанные из разного материала, показывает предметы) - Из чего сделана чашка? Дети: чашка сделана из фарфора - она фарфоровая
Блюдце сделано из фарфора - оно фарфоровое
Чайная ложка сделана из металла - она металлическая
Сахарница сделана из стекла - она стеклянная
Чайник сделан из металла - он металлический
Кувшин сделан из глины – он глиняный
Самовар сделан из железа - он железный Воспитатель: правильно ответили и у меня для вас есть ещё одна интересная игра, хотите в неё поиграть? Игра называется «Угадай по запаху», в мешочках находятся листья растений, которые тоже можно добавлять в чай. Он становится от этого вкуснее и полезнее. (Воспитатель открывает коробку, в которой лежат мешочки с сухими листья смородины, малины, земляники, мяты, липы, дети достают мешочки и отгадывают по запаху, что в них находится). – Выберите для себя мешочек и определите по запаху, листья какого растения находятся в нём и расскажите, что вы знаете об этом растении. (Дети определяют, листья какого растения в мешочке и составляют короткие рассказы)
Воспитатель: скажите, пожалуйста, что интересного вы сегодня узнали? Какими знаниями о самоваре, о чае вы поделитесь дома с родителями, со своими братьями и сёстрами? Что расскажете своим друзьям?