Багирян Гаяне
Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Дети войны»
Программные задачи. Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи : продолжать работать над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать мелкую моторику; совершенствовать навыки наклеивания новых деталей при создании узоров. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России; воспитывать симпатию и уважение к сверстникам военных лет.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа. Экскурсия в музей, целевые прогулки к памятным метам воинской славы, беседы о войне, выставка детских работ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Оборудование. Рисунки на военную тему, заготовки варежек, детали для составления узоров (квадраты, круги, треугольники, листочки) клей, кисти, клеенки, салфетки, заготовки для писем, простые карандаши, магнитофон, запись песни «Священная война», праздничное оформление музыкального зала.
Ход занятия
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети.
Воспитатель: Приближается всенародный праздник 9 мая – День Победы. Все люди нашей страны отмечают его. Чтобы вы знали об этом празднике!
Дети : В этот день, много лет назад, закончилась страшная война.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: А еще кто знает об этом празднике?
Дети : В этот день вспоминают солдат, сражавшихся на войне, погибших и живых, которые защищали нашу Родину.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Сегодня я вам расскажу о детях войны.
Звучит фрагмент песни «Священная война»
Воспитатель: Все люди страны встали на защиту Родины, как один солдат. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Грустным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага, и мужчины уходили.
Женщины оставались дома: работали нянями, медсестрами в госпиталях: шили шинели для воинов.
Ребята, как вы думаете, что такое шинель?
Дети : Это зимняя верхняя одежда для солдат.
Воспитатель: Совершенно верно. А еще женщины трудились на заводах: изготавливали снаряды, военную технику: самолеты, танки, пушки, машины: работали в поле.
Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые маленькие и самые старенькие. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. В это трудное время люди жили очень скромно, даже можно сказать бедно. Им нечего было кушать, недоедали, а часто голодали, недосыпали.
Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям, - когда начинались обстрелы. Женщины с детьми и старики прятались в подвалах или специально сделанных бомбоубежищах.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что такое бомбоубежище?
Дети : - Это сырой подвал с облупленными стенами.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
А как вы думаете, чем в это время были заняты школьники?
Дети : - Школьники помогали взрослым.
Воспитатель: Правильно. Во многих городах были организованы госпитали. Ребята, а что такое госпиталь?
Дети : Это больница для раненых солдат.
Воспитатель: Правильно, молодцы! В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками заботились за ранеными солдатами, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали.
(Воспитатель предлагает детям вспомнить и исполнить песню «Катюша», танец морячков под мелодию песни «Яблочко», прочитать стихи)
1-й ребенок:
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
В войне с фашизмом,
черной силой
Сумела выстоять страна.
2-й ребенок:
Сумела, выстояла, победила,
Европу от чумы коричневой
спасла.
Несокрушимая, неведомая сила,
Что в наших дедах, прадедах жила.
3-й ребенок:
И не секрет, что наше поколение
Не знает страшных ужасов войны,
Но к теме той сегодня непременно
Мы обратиться все-таки должны.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще ребята готовили подарки для бойцов, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года вязали перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера. Этой всей работой занимались девочки.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам украсить узорами варежки для солдат. У вас у всех на столах есть заготовки, вы должны вырезать из них геометрические фигуры и приклеить на варежки. Молодцы, ребята, какие красивые получились варежки для солдат!
А сейчас у каждого на столах лежат листы бумаги и карандаши. Вы должны по точкам написать буквы. Когда правильно будет выполнено задание, мы сможем прочитать слова.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданием. Что же у нас получились за слова?
Дети : «Желаем победы!»
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а кто мне скажет, кто такие партизаны?
Дети : Это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом.
Воспитатель: Верно, ребята! А еще фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги,уничтожали склады с боеприпасами. Дети помогали партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат, офицеров и их вооружения.
Записывать свои наблюдения они не могли, это было очень опасно. Помощники партизан придумывали военную хитрость.
Дети собирали палочки, которые обозначали немецких солдат. Сколько палочек – столько и немецких фашистов. Камешки служили за пушки, а шишки – это были танки. Вот таким образом они помогали нашим русским солдатам. Чтобы бить врага, нужна была сильная армия. Солдат надо было кормить. Дети помогали в этом. В деревне пахали землю, выращивали хлеб, картофель. С наступлением осени убирали урожай. Ходили в лес за грибами, ягодами, орехами. Трудились ребята от заката до рассвета. Как вы это понимаете?
Дети : Это значит работать целый день: с утра до позднего вечера.
Воспитатель: Верно. А какие пословицы вы знаете на патриотическую тему?
Дети : Береги землю любимую, как мать родимую.
Воспитатель: Верно, хорошо. А еще какие?
Дети : За край родной насмерть стой!
Воспитатель: Хорошо, молодцы, а еще какие?
Дети : Русский боец – всем образец.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, во время войны дети учились в школе?
Дети : Мы думаем, что учились.
Воспитатель: Верно. Время было очень трудное, но дети продолжали учиться. В то время не было тетрадей, чернил. Писали дети на старых газетах, карандашами и углем. Но все старались учиться хорошо.
Родина не забывала своих героев. За хорошие дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почетные звания, прежде всего это звания Героя Советского Союза.
Воспитатель: Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришел домой.
Воспитатель: Почтим память всех, погибшим за Родину минутой молчания.
(Все встают. Минута молчания).
Воспитатель: Как много сделал наш народ для этого, чтобы мы жили под этим мирным небом! Мы никогда не забудем героев!
Ребенок:
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог,
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
(Дети исполняют песню «Дети одной планеты»)
Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек не зависимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час. А Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.