Наталья Шпакова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие с котом Леопольдом»
Тема «Путешествие с котом Леопольдом»
(средний возраст)
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие с котом Леопольдом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Коррекционно-образовательные: обогащать и обобщать знания детей по теме «Транспорт», используя различные виды детской деятельности; совершенствовать навыки словообразования и словоизменения – склонение существительных в Р. п. ; учить составлять правильные конструкции предложений, упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и произношении приставочных глаголов; автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;
Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляторную моторику, ориентировку в пространстве; формировать плавный речевой выдох; развивать слуховое внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей интерес к технике, профессиям на транспорте.
Оборудование: картинки с изображением разных видов транспорта; изображение кота Леопольда (или игрушка); мяч; машинки по числу детей; таз с водой, кораблик из ореховой скорлупки, игрушки- транспорт, ноутбук (проектор); презентация;
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Логопед: - Ребята, сегодня у нас будет гость. Он здесь будет с минуты на минуту. Послушайте, вот он едет и поет песенку.
Слайд 2. Фрагмент песни из мультфильма «Кот Леопольд»
- Узнали, кто это? (Кот Леопольд). Слайд 3.
- Ребята, кот Леопольд очень добрый и очень воспитанный кот. Давайте с ним поздороваемся.
II. Вводная часть.
1. Введение в тему
Логопед: - Ребята, Леопольд хочет загадать вам загадки. Готовы их разгадать? (Да)
Слайд 4.
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином? (Автобус)
Слайд 5.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолет)
Слайд 6.
Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперед!
Моё имя -. (Пароход)
Слайд 7.
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Слайд 8.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый … (Вертолёт)
Слайд 9.
Логопед: - Вы все загадки верно отгадали. А вот вам вопрос: как мы можем назвать одним словом всё то, о чём загадал Леопольд? (Транспорт)
- Вспомните, на каком транспорте приехал к нам Леопольд?
Дети: - На велосипеде.
Ещё раз щёлкнуть мышкой.
Логопед: - Точно. Давайте посмотрим и назовём, какие части есть у велосипеда? Будем отвечать красиво и понятно - полными предложениями. (У велосипеда есть руль; колеса; сидение; спицы; педали)
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед: - А кто из вас хочет с котом Леопольдом скатится с горки? (Лес рук) Но для этого нам нужен велосипед. Давайте попробуем сами его собрать из частей.
Слайд 10. Колесо. Итак, колеса – они круглые и большие. Откроем ротик широко, как при произнесении звука А. («Окошко»)
Слайд 11. Спицы в колесе. – Смотрите, спицы сломаны, их надо починить. Они очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка», закончив, ещё раз щёлкнуть мышкой на слайде) – Вот и починили с вами колесо.
Слайд 12. Сидение. – Сидение у нас будет мягкое и удобное. На нем удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губку. («Блинчик»)
Слайд 13. Руль. – С помощью руля мы можем поворачивать направо и налево. (движения языком вправо-влево «Часики»)
Слайд 14. Педали. – Педали крутятся вверх-вниз. (Движения языком вверх-вниз «Качели»)
Слайд 15. – А теперь наш велосипед готов, и мы можем вместе с Леопольдом скатится с горы. («Горка»).
- Хорошо мы прокатились.
Слайд 16. – Ой, а теперь посмотрите, какой велосипед получился у двух невнимательных мышат. (Ещё раз кликнуть мышью) – Ребята, что неправильно сделали мыши? (Ответы детей) Как вы думаете, что может произойти, когда мыши захотят поехать на своём велосипеде?
3. Игра-упражнение с мячом «Что есть, чего нет?» употребление существительных в Р. п.
- Молодцы, ребята. Давайте сыграем с котом Леопольдом в игру.
- У самолета есть хвост, а у машины нет(хвоста)
- У лодки есть весла, а у грузовика нет… (весел)
- У поезда ест вагоны, а у автобуса нет(вагонов)
- У машины есть колеса, а у парохода нет(колес)
- У мотоцикла есть фары, а у лодки нет(фар)
- У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)
- У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)
- У самолета есть крылья, а у катера нет… (крыльев)
- У вертолета есть пропеллер, а у самолета нет(пропеллера)
- У автобуса есть окна, а у велосипеда нет(окон)
- У велосипеда есть педали, а у вертолета нет… (педалей)
- У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).
(Дети называют. Таким образом рассматриваем все картинки и называем части транспорта).
4. Игра «Путаница» - на составление логически правильных предложений о транспорте.
- Ребята, кот Леопольд очень любит читать книжки. Слайд 17. Вот и сегодня он хотел вам почитать, но вредные соседские мышки изорвали его книжку и перепутали все слова, и получилась как-то путаница. Кот Леопольд очень расстроился, ведь теперь стало все непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке? Давайте посмотрим первую картинку. (Слайд 18)
- Машина летит по воздуху. Правильно, ребята? А как правильно? (Дети исправляют, а на экране появляется правильный ответ – Слайд 19)
- Самолет плывет по морю. (Слайд 20-21)
- Пароход едет по земле. (Слайд 22-23)
- Мотоцикл летит по небу. (Слайд 24-25)
- Поезд плывёт по реке. (Слайд 26-27)
- Вертолет едет по дороге. (Слайд 28-29)
- Автобус плывёт по озеру. (Слайд 30-31)
- Лодка летит по воздуху. (Слайд 32-33)
- Велосипед едет по земле. (Слайд 34)
Дети: - На этой страничке всё верно, её не надо исправлять.
Логопед: - Конечно, вы молодцы! Всё правильно заметили и что нужно исправили. А вы обратили внимание, где передвигался наш транспорт?
Дети: - Некоторый транспорт ехал по земле, другой летел по небу, а третий плыл по морю?
Логопед: - Как вы думаете, как называется транспорт, который едет по земле?
Дети: - Наземный.
В случае если дети не смогли ответить, логопед предлагает правильный вариант ответа. Проговорить слово вместе и по отдельности.
- Как называется транспорт, который летает по воздуху? (Воздушный)
- Как называется транспорт, который плывёт по воде? (Водный).
5. Пальчиковая гимнастика «Автомобиль» (+ закрепление приставочный глаголов).
- Спасибо, ребята, что помогли коту Леопольду. За это он решил прокатить вас на своем автомобиле. Автомобиль – это какой вид транспорта? (Наземный) Сначала потренируемся и заведем мотор. Как гудит моторчик у машины? (ДР-р-р – те, кто уже умеет заводить мотор, Д-д-д – те, кто ещё учится)
(Каждому ребенку раздается маленькая машинка. Дети прокатывают машинку по ладони левой руки, начиная с большого пальца поочередно, произнося «ДР-р-р», затем по ладони левой руки).
- Отлично. А теперь в путь.
(Обе руки ребёнка лежат на столе. В правой руке машинка, левой изображает предметы по тексту)
Ехали мы ехали, до горки доехали. машинка едет по столу, подъезжает к «горке»- левая рука в кулачок
Въехали, съехали, дальше поехали. машинка заезжает на горку, съезжает, следует дальше до локтя и разворачивается назад
Ехали мы ехали, до ямы доехали. левая рука тыльной ладонью вверх, пальцы чуть загнуты вверх – «яма»
Яму объехали, дальше поехали по тексту
Ехали мы ехали, до речки доехали. левая рука ладонью на столе, пальцы вытянуты
Мост переехали, и дальше поехали. прокатываем машинку по тыльной стороне ладони
Ехали мы ехали, до дома доехали левая ладонь в кулачок
Во двор заехали вот и приехали. машинку прячем в кулачок
Логопед: - Как называется человек, который водит машину?
Дети: - Машину водит водитель, шофер.
- Кем мы с вами были?
Дети: - Мы были водителями, шофёрами.
6. Физминутка
Логопед: - Молодцы! Раз-два-три, машинки убери.
- А сейчас давайте отправимся вместе с нашим гостем в путешествие на самолете. Самолёт – это какой вид транспорта? (Воздушный)
Мы летаем высоко. дети встают на носки, руки поднимают вверх
Мы летаем низко. садятся на корточки, руки в стороны
Мы летаем далеко. встают, руки вперед
Мы летаем близко. руки на плечи крест-накрест
- Повторим! (можно проиграть 2-3 раза)
- Кто управляет самолетом?
Дети: - Самолетом управляет пилот.
- Кем мы с вами были?
Дети: - Мы были пилотами.
7. Дыхательная гимнастика «Кораблик».
Логопед: - По земле мы прокатились, и по воздуху путешествовали. На каком еще транспорте мы не катались?
Дети: - На водном.
Логопед: - Назовите, на чем можно путешествовать по воде? (Ответы детей)
Логопед: - А кто управляет кораблем?
Дети: - Кораблем управляет капитан.
Логопед: - Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того, чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).
8. Игра «Большой - маленький» - употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- Ребята, а у нас в группе есть игрушки-транспорт? Назовите какой? (Дети называют игрушки). Давайте сыграем в игру. Настоящая машина – большая, а игрушечная – маленькая. Как мы ее назовем ласково? (Машинка)
- Я буду показывать вам вашу игрушку, а вы называть ее ласково:
Самолет – самолетик лодка – лодочка корабль – кораблик
вертолет – вертолётик пароход – пароходик грузовик – грузовичок велосипед – велосипедик.
III. Итог.
(Слайд 35)
Логопед: - Ребята, коту Леопольду очень понравилось с вами играть. Он обязательно приедет ещё к вам в гости. А сейчас ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, как всегда говорит кот Леопольд на прощанье? (Ещё раз щёлкните мышкой по середине слайда) Никогда не забывайте слова самого дружелюбного кота Леопольда.
- А теперь расскажите, что нового мы с вами сегодня узнали? Какие виды транспорта вы запомнили? На чём вам больше всего понравилось путешествовать?