Седова Наталья Владимировна
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ по опорным картинкам русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи: пересказ по опорным картинкам р. н. с. «Хаврошечка».
Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка" МДОУ - Центр развития ребёнка - д/с №30, город Жуковский.
Описание материала: предназначен для детей старшего возраста.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Цель: Развитие связной речи детей
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
-формировать умения представлять образ, персонаж;
- продолжать учить детей пересказывать прочитанное произведение с помощью опорных картинок;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства;
- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;
- формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;
- помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.
Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала. развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.
Предварительная работа: украшение платочков, вырезание и раскрашивание яблок детьми; работа над пословицами о труде, добре и зле;
Оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», опорные картинки к ней; магнитная доска, выставка книг с русскими народными сказками.
Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, в добре поживать-лиха не знать, пуд,прясть, ткать, заморили, распеклась на солнышке, лихо, наливное.
Ход занятия:
Этюд «Улыбка».
Воспитатель: «Ребята, улыбнитесь как солнце, как хитрая лиса; как будто тебе подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души друг другу».
Дети садятся за столы.
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним пословицы о труде» (5-6 пословиц).
Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Если её сочинил народ, то она какая? (Ответы детей).
А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А. Н. Толстой и записал ее. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок.
Воспитатель: - Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей.
Хаврошечка - старинное женское имя - Хавронья.
Пуд - старинная русская мера веса, равна 16,35 кг.
Прясть - скручивание (волокна делать нить).
Ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити.
Рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета.
Заморили – замучили.
Распеклась на солнышке – пригрелась
Лихо - зло
Наливное (яблоко) – сочное, созревшее.
Остальные непонятные слова я вам буду объяснять при чтении.
Чтение р. н. с. сказки.
Ребята, понравилась вам сказка?
- Как она называется?
-Кто является главным героем сказки?
-Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся,как вы понимаете эти слова?
-Что значит, своего брата не стыдятся?
- Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?
Попробуйте изобразить, как плакала Хаврошечка.
- Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная).
Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)
Физкультминутка
Нам размяться захотелось.
(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(повороты корпусом)
Приседанья начинаем
Ноги до конца сгибаем.
Верх и вниз, вверх и вниз,
Приседать на торопись.
(приседания)
И в последний раз присели
А теперь на место сели.
(дети садятся на места)
Воспитатель: - Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?
- Как она ей помогала?
-Как называла Хаврошечка свою корову?
- Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?
- Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?
- Чем закончилась сказка?
- Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»
-Могут быть у человека 1, 2, 3 глаза?
-Можно влезть коровушке в одно ухо, а в другое вылезти?
-Как относилась коровушка к Хаврошечке (заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, любила)
-Как коровушка называла Хаврошечку (красная девица)
Пересказ сказки по опорным картинкам.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Воспитатель: - Молодцы, дети. Чему нас учит сказка? Добро всегда побеждает зло. Кто из этой сказки вам понравился? Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали.