Анастасия Кольцова
Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы»
Тема: Перелетные птицы
Цели:
- учить детей образовывать приставочные глаголы и различные предлоги.
Задачи:
- развивать умение составлять простые предложения
- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
- закреплять умение согласовывать имена существительные с числительными
- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Иллюстрации перелетных птиц и дерева, портрет А. К. Саврасова, картина «Грачи прилетели», иллюстрация грачевника,
Ход занятия:
1. Организационный момент:
1. Найди слова из двух слогов:
ЧАШ КА
ЧУЛ КИ
БОЧ КА
ДОЧ КА
ТОЧ КА
2. Вводная беседа
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев)
- О каком времени года это стихотворение?
- О весне.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
- Я расскажу вам о великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.
(Показ портрета)
- И главном произведении этого художника «Грачи прилетели».
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
- Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- На березы прилетела стая грачей.
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
- Что делает грач у корней березы?
- Он нашел веточку и держит ее в клюве.
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
- Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.
- Гра-гра-гра!
- Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?
- Твердый звук «Г».
- Где грачи строят свои гнезда?
- На вершинах деревьев (берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! (показать картинку) Как называются такие места?
- Грачевники.
- Что вы можете рассказать о деревьях?
- С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
- На каких березах больше гнезд и почему?
- На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности.
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
- Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
- Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
- Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.
- Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Вечером вы придете домой и расскажите о первых весенних птицах – грачах. А в этом вам поможет картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
А теперь мне хотелось бы, чтоб вы поиграли в игру «Грачи прилетели».
Правильно слова читайте,
С одного места на другое перелетайте!
(Дети перелетают с одного места на другое, прочитав слова: парк, поляна, грачевник, береза)
- Ребята, каких еще перелетных птиц вы знаете. Назовите их и посадите названную птицу на дерево.
(Дети рассаживают птиц на дерево)
- Все птицы красивые. Они радуют нас не только красотой своего внешнего вида, но и своими песнями. Давайте послушаем их пение.
(Звучит DVD-запись с голосами птиц)
- А теперь еще раз внимательно посмотрите на птиц, а затем закройте глазки.
Птиц запоминаем,
Глазки закрываем.
(Убрать какую-нибудь птицу)
Глазки открываем,
Кого не стало отвечаем.
(Игра повторяется несколько раз)
Использованная литература: Гербова В. Развитие речи в детском саду 6-7 лет., Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке».
[