Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-небывальщины»

юлия Журавлева
Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-небывальщины»

Задачи. Пополнять литературный багаж детей небылицами и перевертышами из русского фольклора, а также стихов К. И. Чуковского. Поощрять развивающие игры в обратную координацию вещей и явлений, удовлетворять потребность детей в смехе, веселье, радости. Развивать фантазию и чувство юмора. Словарь: закреплять умение заревертыши; подбирать нужные слова, восстанавливая первоначальный смысл предложений. Грамматика: упражнять в назывании существительных в родительном и винительном падежах множественного числа. Связная речь: закреплять умение детей составлять небольшие рассказы по картинкам, включая в них элементы небылиц. Звуковая культура речи: закреплять знания о том, что при изменении одного звука в слове получается другое слово. Уметь определять, какой звук изменен в слове. Развивать фонематический слух.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Небылицы-небывальщины“» размещена в разделах

Воспитатель: Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг. День начнется с теплоты, с теплоты и доброты! Воспитатель. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и поделимся с ними нашей добротой и теплотой. А чем загадка отличается от стихотворения или рассказов? Вот послушайте и скажите, к какому виду фольклора это относится?

Белый на белом Написал, где бегал. Рыжая прочтет - Белого найдет. (Заячьи следы.) (Загадка.)

Кто не любит мать - Того нельзя в друзья брать. (Пословица.)

Подстригается барашек, Не жалеет он кудряшек, Знает: надо подождать, Кудри вырастут опять. (Стихотворение.)

Я на дереве в лесу Увидал вчера лису. А в дупле ее ребята Рыжехвостые лисята. (Небылица.) А чем небылица отличается от стихотворения? Стихотворение это стихосложение, ритм и рифма. А Небылица это небольшой рассказ - вымысел о том, чего не бывает в действительности

Воспитатель начинает занятие с чтения русской народной «нескладушки Вы послушайте, ребята, Нескладушку вам спою: Сидит корова на березе, Грызет валеный сапог.

Понравилась вам эта нескладушка? Чем понравилась? (Да, эта нескладушка веселая. Очень смешно, что корова влезла на березу. Сидит на березе и грызет валеный сапог.) Корова может грызть сапоги? (Нет.) Что же ест корова? (Сено.) Вот какая веселая нескладушка! Это ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки сочиняли нескладушки для своих внучат, чтобы их повеселить. Такие нескладушки называются иначе небылицами небывальщинами. Они появились на Руси давно-давно и были очень любимы детьми. На нашем занятии сегодня вы услышите много небылиц.

Воспитатель выразительно читает небылицу «По поднебесью, братцы, медведь летит…».

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Беседа с детьми по поводу прочитанного. Воспитатель. Как же назвать то, что я вам прочла? (Стихотворением-небылицей.) Может ли такое быть, чтобы свинья на ели гнездо свила, поросяток вывела? (Нет.) А если не может быть, то почему? (Свинья не может взобраться на ель, она - не птица и вить гнезд не умеет. Гнездо свиньи, если она его вдруг совьет, упадет с ветвей ели, оно тяжелое.) Где же свиньи выводят поросят? (В сарайчиках. Их делают для свиней люди.) Что еще небывалое, невиданное есть в этой небылице? (Дети рассказывают) Так почему же этого не может быть? (Дети поясняют.) Посмотрите на иллюстрацию к небылице художника Юрия Алексеевича Васнецова.

Воспитатель. Небылицы, перевертыши сочиняют и поэты. Один из них - Корней Иванович Чуковский. Он писал для детей смешные стихи, веселые и озорные сказки. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? (Дети называют сказки.) Знаете ли вы, что Корней Иванович придумывал перевертыши-путаницы? Одну свою книгу он так и назвал - «Путаница». Давайте вспомним ее. «А лисички Взяли спички, К морю синему пошли Море синее зажгли. О чем говорится в этом произведении?

Игра «Перепутаница»

Воспитатель. Я вам прочту коротенькие стихотворения. Они состоят из вопросов и ответов. Но Путаница-перепутаница перепутала слова ответы, из за этого получилась чепуха. При повторном чтении стиха попробуйте дать правильные ответы. Кто в лесу кричит «ку-ку»? Лягушка. (Кукушка). Кто ответил ей «ква-ква»? Кукушка. (Лягушка). А с игрушками играет кто? Галчата. (Ребята.) В океане кто плывет? Кот. (Кит.) Кто на дереве сидит? Кит. (Кот.) На себе иголки носит кто? Слониха. (Ежика Что поставим в конце сказки? Кочку. (Точку)

Воспитатель. Вот мы с вами и навели порядок: путаницы нет! Сейчас я вам прочитаю несколько небылиц, которые сочинил Корней Чуковский. (Читает «Чудо-дерево», беседует с детьми о прочитанном.)

-Почему о дереве, которое растет у ворот, поэт говорит, что это чудесное дерево? - Чем оно чудесное? - Может ли такое быть, что на дереве растут чулки да башмаки, словно яблоки? - А если не может быть, то почему не может? Для чего поэт придумал чудо-дерево? (Чтобы дети в рваных сапожках и драных калошах могли сорвать себе с этого дерева новенькие сапожки, башмачки.) -Ребята, что бы вы хотели увидеть на выросшем у ваших ворот чудо-дереве? (Дети рассказывают.) Видели ли вы, чтобы бутерброд с колбасою пошел на прогулку с краснощекой сдобной булкой? А Корней Иванович смог представить себе такую картину и написал стихи под названием «Бутерброд» (читает). -Что же небывалого есть в этом стихотворении-небылице? Как вы думаете, послушался ли бутерброд чайных чашек и не пошел гулять с булкой? (Наверное, послушался.) А если не послушался, то к кому в рот попал? (В рот к девочке Муре.) Постарайтесь ответить на мой вопрос: -кто такой осетр? (Ответы детей.) Верно. Осетр - это большая рыба, живущая в реках, озерах. -Можно ли поймать осетра в костре? (Heт.) -Вы так думаете? А Чуковский считает по-другому. Послушайте его небылицу «Обжора» (читает). -О чем забавном и небывалом рассказывает поэт в небылице «Обжора»? -Можно ли съесть так много пищи, как ела сестра, и остаться голодным? - Или с голоду так исхудать, что застрять в двери: ни взад, ни вперед? Что Чуковский преувеличивает в этом стихотворении? (Поэт преувеличивает количество пищи, которую съела сестра и осталась голодна, даже исхудала.) -Как вы думаете, для чего автор придумал такую сестру? (Чтобы посмеяться над теми, кто много ест.) Да, небылица «Обжора» - это дразнилка тех, кто любит много есть. Чуковский как бы спрашивает нас: «Ну как, посмеемся над обжорой?». И мы, слушая небылицу, весело смеемся.

Физкультминутка

Дети становятся в круг, руки на поясе.

Мы подуем высоко: с-с-с.

(Поднимаются на носочки.)

Мы подуем низко: с-с-с.

(Приседают.)

Мы подуем далеко: с-с-с.

(Встают, руки вперед.)

Мы подуем близко: с-с-с.

(Руки ко рту.) У нас не только Чуковский писал небылицы но и поэт Олег Григорьев. Давайте я вас познакомлю с его произведением «Повар».

Повар готовил обед А тут отключился свет Повар леща берет И опускает в компот Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьёт поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Игра «У кого нет чего?» Я буду утверждать, что у кого-то (у мышей, котов и т. д.) нет чего-то. А вы слушайте внимательно, правильно ли я говорю. Если нет, то исправляйте меня.

1. У кошков нет ложков. (У кошек нет ложек.) 2. У рыбей нет зубей. Скажите правильно. (У рыб нет зубов.) 3. У белков нет тарелков (У белок нет тарелок) 4. У курей нет мячей. (У кур нет мячей.)

Воспитатель. -А сами сможете придумывать небылицы? (Ответы детей.) В этом вам помогут картинки. -Кто захочет придумать рассказ-небылицу, выйдет ко мне, я дам ему картинку. Ее надо внимательно рассмотреть, не показывая другим, увидеть небылицу и придумать рассказ под названием «Где этовидано? Где это слыхано?». Рассказ может быть и коротким, и длинным. Когда вы закончите, дети-слушатели должны сказать, в чем здесь небылица. После этого ребенок-рассказчик показывает свою картинку остальным. Дети составляют рассказы. Примерные сюжеты картинок-небылиц -Снеговик, а рядом цветы, созревающая земляника. -На яблоне выросли рыбки. Мальчики срывают рыбок с яблони, едят. -В реке плавает щука, на ней верхом едет мальчик. -На поляне заяц с волком играют в чехарду. Заяц прыгает через волка. - Мальчик, по-зимнему одетый, стоит с карандашом и листом бумаги на летней цветущей поляне. -Мужик решетом носит воду. -Вместе с уткой и утятами в озере плавает курица с плавниками как у рыбы.

Игра «Звук заблудился»

Воспитатель. Эта игра вам знакома, но напомню. Я буду читать короткие стихи, а вы замечайте, какие звуки попадают не в свои слова - совсем «заблудились»! Говорите мне, какой звук попал не в свое слово. Вспомнили игру? (Да) Воспитатель читает стихи А. Шибаева. После каждой части спрашивает детей, какой звук «заскочил не в свой дом» или какой звук «заблудился». Если дети называют букву («бэ», «зэ», а не звук [6], [3], нужно их поправлять. Неизвестно, как случилось, Только звук то заблудился Заскочил он в чей то дом И хозяйничает в нем!

1. Закричал охотник: «Ой, Двери (звери) гонятся за мной!».

2. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

3. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами!».

4. На поляне весной Вырос зуб (дуб) молодой.

5. Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села.

8. Синеет море перед нами Летают майки (чайки) над волнами.

Воспитатель: С чем мы познакомились сегодня? Вам понравилось занятие? А вам понравилось занятие? (Ответы детей.) Чем понравилось?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-небывальщины»
Опубликовано: 7 октября 2024 в 20:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-небывальщины»» (включая файлы) размещена пользователем юлия Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД