Мария Сидорова
Влияние развития мелкой и крупной моторики на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в жизни человека имеет огромное значение. Она не является врождённой способностью, а развивается в процессе взросления параллельно с физическим и умственным развитием, служит показателем общего развития человека. Но не всегда этот процесс проходит гладко. В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии. Снизился уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из гаджетов. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее совершенствование идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
С каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Поэтому так необходимо развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Развитие мелкой моторики руки способствует:
1. Повышению тонуса коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Работу по развитию речи детей посредством мелкой моторики мы разделили на 5 блоков:
Блок 1 - Пальчиковые упражнения, которые включают в себя:
• массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок;
гимнастика с предметами (карандаш, грецкий орех, шишка, мяч с шипами и т. д.) с элементами логоритмики:
В руки карандаш возьму,
Между пальцев поверчу.
И конечно, каждый пальчик,
Быть послушным научу.
• статические упражнения (кольцо, коза, заяц; пальчики дружат):
• упражнения, направленные на координацию движения:
«Ножницы-собака-лошадь»;
«Гусь-курица-петух»;
«Кулак – ребро – ладонь»;
«Зайчик – коза – вилка».
• пальчиковая гимнастика
Пальчик мальчик где ты был?
(поочередно показывать пальцы на обеих руках)
Блок 2 - Пальчиковые игры:
• без предметов: рисунки в воздухе, расскажи сказку;
• с атрибутами: пальчиковый театр, платочки;
• с предметами: счётные палочки, кубики, крупа, нитки, шнурки, прищепки, пальчиковый бассейн и т. д;
• игры с атрибутами и пальчиковый театр
Блок 3 – Творческий:
• работа с пластилином, солёным тестом, глиной;
• работа с бумагой, картоном, гофрированным картоном, салфетками, тканью, ватными дисками;
• работа с природным и бросовым материалом: шишки, орехи, каштаны, жёлуди, веточки, почки, речной песок, листья, крупа, макаронные изделия, бусины, пуговицы, крышки, яичная скорлупа и т. д. ;
• конструирование из строительного материала («Томик», «Лего», мозаика и др.);
• конструирование из строительного материала: «Лего», «Томик», работа с мозаикой.
Блок 4 –Работа в технике «Оригами»:
• составление альбомов готовых поделок;
• изготовление книжек-малышек;
• изготовление игрушек-оригами по сказкам;
• использование детьми игрушек выполненных в технике оригами в процессе игровой деятельности.
Блок 5- «Весёлый карандашик», включает в себя работу по подготовке руки к письму:
• знакомство с тетрадью;
• ориентировка на листе бумаги;
• графические диктанты;
• упражнения в обводе контура предмета;
• дорисовка по принципу симметрии;
• лабиринты;
• штриховка (вертикальная, горизонтальная, наклонная);
• рисование по трафаретным линейкам.
Мы постоянно говорим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Однако не следует забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног).
Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Крупная моторика – это общие движения тела, такие, например, как бег, ходьба, прыжки. Уметь двигаться означает для ребенка открывать и познавать мир. Вместе с тем дошкольник открывает и познает самого себя, осваивает собственное тело. Маленький ребенок живет всем своим телом, и все чувства, радость и боль он выражает также всем телом. Поэтому любое нарушение крупной моторики означает сокращение возможностей выражения эмоций.
Развитие крупной моторики способствует:
1. Совершенствованию вестибулярного аппарата ребенка. Физически развитый дошкольник увереннее чувствует себя при освоении новых движений. А значит будет более уверенным в себе и успешным в коллективе.
2. Укреплению всех крупных мышц и суставов.
3. Подготовке к выполнению действий с мелкой моторикой. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы.
4. Речевому развитию.
5. Обеспечению развития зрительного и слухового внимания ребенка.
6. Формированию межполушарного взаимодействия. Это будет востребовано в школьные годы, когда разные учебные предметы требуют работы разных полушарий головного мозга.
7. Созданию у детей образа собственного тела.
Как мы работаем по развитию крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.
Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело.
Часто используем мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
Игры на бросание и попадание в цель помогают детям в развитии внимательности и координации движений.
Занятие танцами, подвижные игры, катания на лыжах так же способствуют укреплению мышечного аппарата ребенка.
Для развития крупной моторики ребенка используем упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Занимаемся во время занятий музыкой, на утренней гимнастике, на хореографии. Это позволяет в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.
Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений.
Благодаря вышеизложенным методам у старших дошкольников развивается не только крупная моторика и мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, мышление, а также речь.
При выполнении заданий на развитие крупномоторных мелкомоторных умений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием. Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Систематические упражнения на развитие мелкой и крупной моторики в саду, дают нам возможность помочь ребенку развивать речь, координацию и зрительное/слуховое внимание ребенка. Дошкольник становится уверенным в себе, более успешным и эмоционально устойчивым.