Людмила Малкина
«Мир сказок». Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- развивать связную речь;
- совершенствовать умения составлять описательный рассказ сказочного героя;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать интонационную выразительность речи.
- продолжать учить детей отвечать полными ответами;
- систематизировать знания детей о сказках;
- развивать внимание, наблюдательность;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам.
Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическая игра, физкультминутка, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки».
Материалы и оборудование: планшеты, ноутбук, презентация «Мир сказок», шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, медальки.
Ход
Слайд 1. Заставка с названием занятия «Мир сказок».
- Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте мы с вами настроимся на занятие:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. Вы готовы отправиться в путешествие и проверить знания? Отправимся мы с вами в путешествие на воздушном шаре.
Слайд 2. Воздушный шар.
- Давайте с вами закроем глазки и произнесем звук [Ш], итак, мы взлетели.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»).
- Открываем глазки и присаживаемся скорее на стульчики.
- Ребята, мы с вами очутились в Стране сказок.
- Ребята, вы любите сказки?
- А какие бывают сказки? (Народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными? (Потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (Потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Назовите слова-родственники к слову сказка. (Сказать, сказочный, рассказ, сказочка, сказочник)
- С каких слов обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, давным -давно.
- А какими словами заканчиваются? (Тут и сказке конец; жили они долго и счастливо, и я там был.
- Чему учат нас сказки?
- Назовите сказки, которые вы знаете?
- Молодцы, много сказок назвали.
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы мне скажете о ком она.
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? (Незнайка).
Слайд 3.
- Незнайка очень мало читает сказки, и поэтому так запутался в сказочных героях, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем разобраться. Я вам буду задавать вопросы, а вы мне на них ответите. Не забываем поднимать руку и не выкрикивать.
- На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?
а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)
Слайд 4.
- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)
Слайд 5.
- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?
а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)
Слайд 6.
- Чья смерть на конце иглы?
а) Змея Горыныча; б) Бабы Яги; в) Кощея Бессмертного. (На конце иглы смерть Кощея Бессмертного)
Слайд 7.
- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?
а) Петушок – золотой гребешок; б) Заяц-хваста; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)
Слайд 8.
- Правильно, молодцы, ребята.
- Ну что, продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей, мы немного отдохнем.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам).
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
- Молодцы ребята! Присаживайтесь. Наше путешествие продолжается.
Слайд 9. Иинтерактивная игра «Выбери иллюстрации из одной сказки».
- Ребята, следующее задание – интерактивная игра «Выбери иллюстрации из одной сказки». Сейчас вы присаживаетесь за столы, посмотрите, перед вами лежат планшеты. Работать с планшетами нужно аккуратно, руки должны быть чистыми и сухими. Сидеть нужно ровно и не наклоняться близко к экрану планшета.
- Теперь мы отправляемся дальше, впереди нас ждет поляна сказок.
Слайд 10. Поляна сказок.
На ковре разложены разноцветные цветочки.
- Вот мы и попали на волшебную поляну сказок. Эта поляна не обычная, на ней растут удивительные цветы… Под каждым цветочком прячется герой из сказки…
- Возьмите каждый по цветочку и сядьте на стульчики. Сейчас мы с вами будем описывать вашего героя, а помогать описывать героя нам будет таблица.
- Посмотрите. Что обозначает первая картинка? (Назвать героя).
- А вторая картинка? (Из какой сказки).
- Третья? (Описать его внешний вид, сказать кто он - человек или животное, размер).
- Четвертая? (Сказать какой он: добрый или злой).
- Пятая? (Что этот герой сделал хорошего).
Образец рассказа воспитателя: «Мой сказочный герой - это петушок. Этот сказочный герой из сказки «Заюшкина избушка». Петушок очень красивый, у него красные сапоги, расписной хвост. Петушок добрый, отзывчивый, смелый. Он помог зайчику прогнать лису из его собственного дома. А еще он дружелюбный, поэтому в конце сказки он остался жить с зайчиком»
- Аня, о чем в начале мы должны сказать?
- Коля, о чем мы говорим потом?
Еще раз повторить план рассказа.
- Теперь я даю вам немного подумать, о чем вы будите говорить.
Дать время немного подумать. (Звучит музыка «Минута на размышление»).
- Кто хочет рассказать о своем сказочном герое?
Затем описание сказочных героев (3 детей).
- Молодцы, все справились с этим заданием.
- Ваня, чей рассказ тебе понравился больше всего? Почему?
- Никита, а тебе, чей рассказ понравился?
- Ребята, а мне понравился рассказ…., потому что в этом рассказе очень точно …. передала образ героя, его характер.
- Остальные рассказы о героях мы послушаем позже, т. к. нам нужно двигаться дальше.
Итог занятия
Слайд 10. Воздушный шар.
- Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру,
И прилежному труду.
- Ну, а наше путешествие заканчивается.
- Давайте с вами возьмемся за руки, нам нужно приземлиться. Наш воздушный шар начинает медленно сдуваться. Сделали вдох и на выдохе произнесли звук [с-с-с]. Ура, мы приземлились и оказались снова в нашем детском саду.
- Что больше всего запомнилось на занятии? Что понравилось? Были ли сложности в выполнении заданий?
- Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок. На память о нашем путешествии я хочу вам вручить медальки «Знатоки сказок».