Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Красная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Красная сказка»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представления о красном цвете, знания правил дорожного движения. Совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию прилагательного красный в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания. Общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Красная сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательных отношений между детьми, сознательного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.
Оборудование. Презентация «Красная сказка»; игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики; плоскостные изображения красных, желтых и зеленых цветов, корзинка
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. ]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат плоскостные изображения красных, желтых и зеленых цветов. Логопед приветствует детей, сообщает, что рад видеть их.
Логопед. Сегодня я приглашаю вас в «Красную сказку», поэтому вы должны взять из корзинки по одному красному цветку. Это будет ваш пропуск в сказку. Берите цветы и проходите за стол.
Дети выбирают по одному цветку и садятся на стульчики, стоящие вокруг стола.
2. Игра «Собери яблоки». [Развитие тонкой моторики, ловкости. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]
Логопед включает презентацию, в которой закреплены изображения яблони. Под яблоней стоит красное пластмассовое ведерко.
Логопед. Мы с вами попали в яблоневый сад. Что вы видите в саду?
Дети. Дерево.
Логопед. Это яблони. А что висит на яблоне?
Дети. Красные яблоки.
Логопед. Чтобы попасть в сказку, вы должны быстро «собрать» яблоки в ведерки. Покажите, какие вы ловкие.
Дети подходят к сенсорному экрану «собирают» яблоки и «складывают» их в ведерки.
Логопед. Молодцы! Вы очень быстро «собрали» яблоки, и мы с вами сразу же оказались в «Красной сказке». Мы вспомним о лете красном, хотя на улице стоит зима, идет снег, дует холодный ветер, и встретимся с нашей знакомой девочкой Аришкой, поиграем.
3. Рассказывание логопедом «Красной сказки». [Развитие речевого слуха, зрительного внимания. ]
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им сесть или лечь на животики. Он выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью изображений на слайде презентации. Таким образом на экране появляется сюжетная картинка. В центре стоит девочка в красном платьице. Над ней — красное солнышко. Слева от нее куст красных роз, а справа кустик с красной земляникой. На одном из листиков кустика земляники закреплено изображение божьей коровки. На заднем плане закреплены изображения вишни с красными ягодами, кустиков с красными помидорами и перцем.
Красная сказка
Утром Аришку разбудила мама:
— Вставай, дочка. Красное солнышко уже давно по небу гуляет.
Аришка вылезла из-под одеяла и подошла к окну. В небе сияло красное солнце. Аришка надела красное платьице и красные босоножки и вышла на крылечко. Ей показалось, что она сразу же попала в красную сказку. За ночь около крыльца расцвели красные розы, а на грядке у забора наконец-то созрела красная земляника. Аришка подбежала к грядке и вдруг услышала:
— Здравствуй!
Девочка наклонилась и увидела на одном из кустиков земляники красную божью коровку.
— Здравствуй, божья коровка. Почему сегодня все такое красное! — спросила она.
— Потому что стоит лето,— ответила божья коровка.
— А разве лето — красное время года? — удивленно спросила Аришка.
Конечно. Посмотри, сколько красных цветов в саду, на деревьях красные вишни, в теплице красные помидоры и перец,— уверенно сказала божья коровка.
— Да, лето — красное время года, — согласилась девочка.
И как раз в то время мама позвала ее завтракать.
4. Подвижная игра «За малиной». [Координация речи с движением, развитие общей моторики. Закрепление умения ходить по кругу, взявшись за руки, кружиться на месте. Развитие творческого воображения. ]
Логопед предлагает детям встать.
Логопед. Мы с вами попали в «Красную сказку» и сейчас пойдем в лес собирать красную малину. Старайтесь произносить слова четко и выразительно.
Дети выполняют упражнение, подражая логопеду.
За малиной в лес пойдем,
В лес пойдем, в лес пойдем.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Спелых ягод наберем,
Наберем, наберем.
Останавливаются, показывают, как собирают ягоды.
Солнышко высоко,
А в лесу калинка,
Кружатся по часовой стрелке.
Сладкая ты моя,
Ягодка малинка.
Кружатся против часовой стрелки.
5. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им вы полнить 3—4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляется возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием игрушек или предметных картинок в качестве зрительной опоры.
6. Беседа по «Красной сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).]
Логопед вновь предлагает детям сесть на ковер перед экраном
Логопед. Я надеюсь, что вы внимательно слушали сказку и теперь ответите на все мои вопросы. Как называется новая сказка?
Дети. «Красная сказка».
Логопед. Вы догадались, почему она так называется?
Дети. В этой сказке все красное.
Логопед. Перечислите, что в этой сказке красное.
Дети. Красное платьице, красные босоножки, красные розы, красная земляника, красная божья коровка, красные вишни, красные помидоры, красный перец.
Логопед. Что решили Аришка и божья коровка про лето?
Дети. Лето — красное время года.
Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. Молодцы!
7. Игра «Разноцветные вазы». [Развитие зрительного внимания и восприятия. Закрепление навыка различения желтого, зеленого и красного цветов. Совершенствование грамматического строя речи].
Логопед раскладывает на ковре плоскостные изображения красных, желтых и зеленых цветов. Дети сидят на ковре.
Логопед. Мы с вами оказались на полянке. Посмотрите, какие цветы выросли на ней.
Дети. Красные, желтые и зеленые.
Логопед. Сейчас вы соберете цветочки и расставите их в вазы тех же цветов, что и цветочки: красные цветочки — в красную вазу, желтые цветочки — в желтую вазу, зеленые цветочки — в зеленую вазу.
Логопед кладет на ковер плоскостные изображения ваз. Дети выполняют задание.
Логопед. Какие цветы стоят в красной вазе?
Дети. Красные цветы.
Логопед. Какие цветы стоят в желтой вазе?
Дети. Желтые цветы.
Логопед. Какие цветы стоят в зеленой вазе?
Дети. Зеленые цветы.
Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили задание. (Убирает плоскостные изображения в контейнер.)
8. Игра «Переход». [Закрепление навыка узнавания и различения красного, желтого и зеленого цветов, знания правил дорожного движения. ]
Логопед ставит на ковер действующую модель светофора, выкладывает на ковре белые полоски бумаги — «зебру» — и загадывает детям загадку.
Логопед. Что за домик, три огня,
Строго смотрит на меня?
Вот огонь зажегся красный,
Значит — стой! Идти опасно!
Желтый тоже значит: жди!
Не спеши и не иди!
А зеленый свет зовет:
«Разрешаю переход!»
Что это? Вы догадались?
Дети. Это светофор. Логопед. Как вы догадались?
1-й ребенок. Он похож на домик.
2-й ребенок. У него три огня: красный, желтый и зеленый.
3-й ребенок. Он помогает нам перейти дорогу.
Логопед. Правильно! Молодцы! Сейчас светофор поможет нам перейти улицу и вернуться из лета, из «Красной сказки», в детский сад. Только подскажите, в каком месте мы будем переходить улицу?
4-й ребенок. По переходу.
Логопед. Полосатые дорожки
Так и просятся под ножки.
«Зебра», или переход,
Через улицу ведет.
(Поочередно включает каждый «глаз» светофора и организует диалог.) Какой свет горит на светофоре?
Дети. Красный.
Логопед. Что это значит?
Дети. Переходить улицу нельзя.
Логопед. Какой свет зажегся теперь?
Дети. Желтый.
Логопед. Что он обозначает?
Дети. Переходить улицу нельзя. Можно приготовиться к переходу.
Логопед. Какой свет горит теперь?
Дети. Зеленый.
Логопед. Что он показывает?
Дети. Можно переходить улицу.
Дети и логопед переходят воображаемую улицу. Логопед убирает модель светофора и бумажные полоски.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить о том, где они побывали, чем занимались, рассказать, что им понравилось. Обязательно положительно оценивается деятельность каждого ребенка.