Светлана Будникова
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
Образовательные:
• Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки
• Упражнять в подборе определений к заданному слову
• Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.
• Развивать у детей выразительность речи : умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса
• Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание
Воспитательные:
• Развитие речевого этикета
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Развитие способности к коллективному творчеству
• Развитие навыков активного контроля и самоконтроля
Ход занятия
Часть 1
Введение
Отгадывание загадок
Воспитатель: дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
• Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
• Почему зиму называют здесь царицей?
• Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?
• На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
• Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте еще одну загадку про зиму: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки – над миром пушинки!»
Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Он вошел – никто не видел.
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес.
(Мороз)
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает – ковром устилает.
(Снег)
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.
Часть 2
Подбор эпитетов
Воспитатель: Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
• Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.)
• Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одетые в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)
• Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)
Воспитатель: После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть на полянке, где очень много домиков лесных жителей.
• В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.) Поговорим о лисе. Лиса умеет … рыть нору. (Воровать кур в деревне, охотиться за мышами, запутывать следы, прятаться и т. д.) Ребята, вы знаете, что героями народных сказок часто являются разные звери, которым присваиваются различные человеческие качества. Скажите, пожалуйста, какая лиса в русских сказках?
• В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.) Я знаю, что медведь умеет … (плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться медом, разорять муравейники и т. д.) А медведь чаще всего какими качествами обладает в сказках?
• В этом доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.) Заяц умеет … (прыгать, бояться, запутывать следы, грызть капусту и т. д.) Какими качествами обладает заяц в русских сказках?
Часть 3
Игра «Расскажем сказку вместе»
Воспитатель разбивает детей на команды. Раздает детям в произвольном порядке карточки с сюжетными картинками, на которых изображены отрывки из известных русских народных сказок. Получается так, что детям одной команды достаются карточки с картинками из разных сказок. Задание: каждой команде придумать новую сказку, разложив карточки в любом порядке, и рассказать ее вместе.
Часть 4
Динамическая пауза
Звериная зарядка
Раз – присядка, Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. «Ушки на макушке» - зайчики.
А лисята, как проснуться, Потереть кулачками глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движение бедрами вправо-влево.
А зайчата – спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Часть 5
Подготовка к инсценировке сказки
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить русскую сказку «Лиса и волк», в которой лиса научила волка ловить рыбу из проруби хвостом. Хотите, попробуем разыграть эту сказку по ролям?
Но сначала нужно прорепетировать. Первое требование к актерам: они должны четко проговаривать все слова своей роли. Для этого актеры специально тренируются. Этим займемся и мы.
Лучшая тренировка – скороговорки.
Даю вам задание: четко и ясно произнести скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
Какой звук встречается в этой скороговорке чаще других? Правильно, звук «р». Сначала давайте вспомним, как мы произносим звук «р».
Повторение артикуляции звука «р» : язык прижат к верхним зубам, губы сомкнуты, между ними узкая щель. Воздушная струя вырывается изо рта с силой. Можно попросить детей положить пальчики на горлышко, чтобы ощутить дрожание голосовых связок (подключение осязания).
А теперь наша скороговорка: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят». Сначала скажем ее медленно, все вместе.
Воспитатель:
- А теперь попробуем разные фразы произнести с разными чувствами. Давайте вспомним эпизод сказки, в котором лисичка притворилась мертвой. Мужик положил ее в сани, а лисичка из них всю рыбу выбросила и сама убежала. Вот приехал мужик домой и видит, что рыбы нет. Он говорит: «Вся рыба куда-то пропала». Давайте попробуем произнести эту фразу по-разному.
• Сначала скажем ее утвердительно.
• Потом воскликнем.
• А потом спросим.
• Мужик рассержен, раздосадован.
• Он очень удивлен.
• Он страшно огорчен, чуть не плачет.
Молодцы, здорово у вас получается. А теперь представьте себе волка, который сидит у проруби и ловит в ней рыбу с помощью собственного хвоста. Он говорит: «Ловись, ловись рыбка, большая и маленькая».
• Он говорит эту фразу с воодушевлением, представляет, сколько рыбы поймает.
• Волк говорит с досадой – рыба все не ловится, а он уже устал сидеть.
• Хищник просит, уговаривает рыбку, чтобы она поймалась.
• Зверь очень замерз, у него зуб на зуб не попадает, и он уже не надеется, что поймает рыбу.
- Что же, все, что мы сейчас говорили, я думаю, очень поможет нам, когда мы будем разыгрывать сказку «Лиса и волк».
Окончание занятия
Воспитатель предлагает детям подобрать атрибуты разных театров – игрушки бибабо, настольный театр, маски – для самостоятельной инсценировки сказки.