Елена Нарышкина
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы.
Тема: Составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблиц - «Зимние забавы».
Цель: обучение детей составлению описательного рассказа по картине с использованием мнемотаблиц. Задачи. Обучающие:
- учить детей составлять описательный рассказ о зиме по картине «Зимние забавы» с использованием мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы, Составление описательного рассказа по картине „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные слова и выражения.
Развивающие : - развивать связную речь; расширять словарный запас детей.
Воспитательные: - воспитывать культуру речи; умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Оборудование:
Сюжетная картина «Зимние забавы», мнемотаблица для составления рассказа, мяч.
Ход занятия
Водная часть. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята закончились Новогодние праздники, а к нам в группу снова пришли гости. Посмотрите, как много пришло к нам гостей.
- Давайте с ними поздороваемся? Ответы детей.
- А какие еще слова приветствия вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята давайте, и мы выйдем на наш ковер и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Круг дружбы».
Цель: приветствие друг друга. Создание положительного эмоционального настроя.
Дети встают в круг и берутся за руки.
-Здравствуйте, здравствуйте – птицы запели, -Здравствуйте – ветры зашелестели, -Здравствуйте –скажем друг другу и вам, -Здравствуйте все, кто пришёл в гости к нам.
Молодцы! А теперь давайте сядем все на свои места.
2. Основная часть.
Воспитатель. Ребята сегодня я для вас приготовила загадку. Отгадайте, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Загадка
Белоснежная хозяйка
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима).
Ответы детей.
Сюрпризный момент «Аудио звонок от Зимушки – Зимы»
«Здравствуйте, мои дорогие умники и умницы, это я, Зимушка-Зима. Пришла, я к вам с морозами и со снежком, да с загадочным мешком, вы заданья выполняйте и награду получайте»
Давайте посмотрим, какие задания для вас приготовила Зимушка-Зима?
Первое задание.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.) - А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
Второе задание
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все выйдем на ковер. А игра называется «Какая?» И как вы уже догадались мы будем говорить с вами о зиме.
Игра с мячом: Зима «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д.
Молодцы все знаете признаки зимы. Давайте присядем на свои места.
Третье задание.
Зимушка-Зима для вас приготовила загадку:
Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег)
-Почему вы так решили? (ответы детей)
Дидактическая игра "Добавь слово"
Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи (ответы детей)
Четвертое задание.
Воспитатель: Ребята, Зимушка-Зима принесла Вам картину «Зимние забавы» - выставляется картина. (Это картина – загадка, она сама её нарисовала, и хочет чтобы вы рассказали о чем она, а для этого нужно составить интересный рассказ по картине, давайте сейчас внимательно рассмотрим картинку о зиме.
Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».
Составление плана описательного рассказа.
Какое наступило время года?
Какая погода на улице?
Какой снег на улице?
Где он лежит?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
Почему?
И мы с вами немного погуляем.
Физминутка «Зима» Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс) Давайте сядем на свои места. Я предлагаю Вам сыграть в игру -
Пятое задание.
«Закончи предложение». (Выставляется мнемотаблица)
Пришла (зима).
Земля покрылась (белым, пушистым снегом)
На улице (мороз, ветрено)
Ребята решили пойти на (прогулку)
Дети оделись тепло… (в зимние шапки, шубы, валенки).
Кто-то из ребят взял санки (и пошел кататься с горки)
Другие (на лыжах)
А на катке (девочка, скользит по льду на коньках). Около горки группа ребят… (лепят снеговика). У всех ребят веселые лица, а значит у них (хорошее, радостное настроение). Они любят зиму (за чудесные развлечения).
Шестое задание
Сейчас ребята давайте попробуем составить рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. - Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте: В начале, рассказать о том, какое время года?
Какая погода?
Делее, зачем вышли дети на улицу, как они были одеты?
И что там происходило?
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили?
Кто хочет рассказать первым?
Составление рассказа ребёнком с помощью мнемотаблицы.
2-3 рассказа.
Воспитатель: Молодцы замечательные рассказы у Вас получились.
Со всеми заданиями Зимушки-Зимы вы справились.
Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия. «Итоговый круг» Групповое обсуждение. Цель: создание позитивного настроя. Учить детей проводить оценку своей работы. Дать оценку занятия, вспомнить, о чем сегодня говорили, что было интересным? Почему? Чему вы сегодня научились? Зимушка – Зима благодарит ребят за интересные рассказы.