Светлана Костромина
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с предложением»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство с предложением»
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
Задачи:
1. Учить детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и выделять, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Учить графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.
Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова; карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления предложений, кусочки ваты для дыхательной гимнастики; тетради для графических диктантов.
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
-У всех хорошее настроение? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (появляется Мудрая Сова).
-Ей очень понравились ваши рассказы об осени, и она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)
-Тогда нам необходимо поработать над своим дыханием.
• Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
-Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения.
— Значит предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.
• На доску вывешивается карточка для составления предложений
Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)
-В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
-Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)
• На доску вывешивается карточки-схемы по составлению предложений
-Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать, что происходит
-Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.
• Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.
Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Физминутка
Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают). Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегут на носочках на месте)
И на землю тихо сели, (дети приседают).
Ветер снова набежал И листочки все поднял, (дети встают).
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил. (дети садятся на места).
Продолжаем работу: На доску карточка
-Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что за сказка спряталась. (ответы детей)
Нам надо заменить пробел на недостающее слово. Каким словом заменим? (посадил)
Что у вас получилось? (ответы детей)-Посадил дед репку
Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов)
Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью.
Показывает карточку- схему предложения.
Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения :
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза. (показ карточки).
3. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения. (показ карточки).
На доску вывешивается карточка
Воспитатель:
Посмотрите, что происходит на этой картинке? (ответы детей)
Подбираем начало предложения и вспоминаем сказку. (Снесла)
Сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.
Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.
Это предложение состоит из … слов : первое слово «Снесла»- оно пишется с большой- заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «курочка», между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; третье слово «яичко», и т. д.
Предложение закончено, в конце я поставлю точку.
На доску поочередно вывешиваются карточки:
-Давайте попробуем составить предложения по этим схемам
• Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.
• Чтение слогов с уже изученными буквами!
• Если останется свободное время можно повторить предлоги по графическим схемам!
• Итог занятия.
-Сегодня мы говорили о предложениях.
-Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей)
-Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)
-Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)