Мария Наумова
Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР «Поможем шофёру починить машину»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Активизировать и актуализировать словарь по темам "Транспорт, профессии на транспорте"
Образовательные задачи:
- расширить словарь, дополнив представления детей о деталях автомобиля и их назначении;
- совершенствовать навык диалогической речи, автоматизировать поставленные звуки в игровой деятельности;
- совершенствовать навык слогового анализа слов;
- совершенствовать фонематические представления (выделение начального звука в слове)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР „Поможем шофёру починить машину“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Шофер. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- повторить уже знакомые буквы, закрепить навык соотнесения звука с соответствующей буквой.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
- учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения;
- продолжать развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни;
- формировать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: Предметные картинки с изображениями транспорта и профессий людей, работающих на транспорте; конверт с письмом; схема для «ремонта» автомобиля и комплект деталей; мягкий мяч; 5 ключей с прикрепленными к ним бирками с буквенными шифрами; карточки с буквами + поле для их размещения на липучках; аудиозапись звука работающего мотора.
Предварительная работа: Предварительные занятия по темам "Транспорт, профессии на транспорте», разучивание физкультминутки «Едем, едем на машине…»
Организационно-мотивационный этап:
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте дружно поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями, садятся на стулья.
Артикуляционная гимнастика + повторение изученного материала:
Логопед: Ребята, давайте вспомним, о чём и о ком мы начали говорить на прошлых занятиях?
Ответы детей
Логопед: Да, мы с Вами говорили о транспорте и о профессиях людей, которые работают на транспорте.
А сейчас я предлагаю Вам выполнить разминку для языка, а заодно вспомнить, кто каким транспортом управляет.
(Далее логопед демонстрирует изображения представителей профессий на транспорте, и выполняются артикуляционные упражнения).
Логопед: Ребята, каким транспортом управляет этот человек и кто он по профессии? (демонстрируется изображение пилота)
Дети: Пилот, он управляет самолётом
Логопед: Верно, давайте покажем как самолёт в полёте наклоняется влево и вправо. (разводят руки в стороны, выполняя наклоны рук выполняют артикуляционное упражнение «Часики»)
Логопед: Отлично, а каким транспортом управляет этот человек? (демонстрируется изображение машиниста)
Дети: Машинист, он управляет поездом.
Логопед: Верно, давайте, пощёлкаем кончиком языка в ритме движения поезда. (Упражнение «Лошадка»)
Логопед: Молодцы, а как вы думаете, кто этот человек и каким транспортом он может управлять? (демонстрируется изображение шофера)
Дети: Шофер (водитель, он управляет машиной, автобусом, троллейбусом.
Логопед: Точно! Давайте покажем, как шофёр заводит мотор : ддддд. (Упражнение «Барабан»)
Логопед: Ребята, сегодня, когда я готовилась к встрече с Вами, я нашла конверт, посмотрите на него, как вы думаете, что в конверте?
Дети: сюрприз, письмо!
Логопед: Я тоже думаю, что письмо. Давайте скорее его откроем и посмотрим. ( открываем: «Здравствуйте ребята, меня зовут Рулевой. У меня случилась большая беда. Сломалась машина, на которой я доставляю продукты в детские сады, а у меня очень много работы! Я знаю, что вы очень умные и смышлёные ребята, вы мне поможете починить машину!»)
Логопед: Кажется, нужна Ваша помощь! Как вы думаете, кто написал это письмо?
Ответы детей.
Логопед: Это письмо от шофёра по имени Рулевой, поможем починить машину, чтобы он смог приступить к работе?
Дети: Да!
Основной этап:
Упражнение: «Установи детали!»
Логопед: Тогда приступим! (логопед демонстрирует детям схему для установки и набор деталей) Нам необходимо установить на место детали. Каждая деталь отвечает за какую-то часть машины, чтобы сделать это верно, Вам нужно сосчитать количество слогов в слове, найти это число на схеме и установить деталь на нужное место. Затем логопед даёт подсказку о какой-либо части машины, дети называют её, определяют количество слогов и устанавливают детали согласно схеме.
Логопед: Перед поездкой шофёр проверяет, хорошо ли у машины накачаны …
Ребё нок: колёса (3 слога)
Логопед: Чтобы машина поехала, шофёру нужно завести…
Ребё нок: мотор (2 слога)
Логопед: Чтобы набрать скорость шофёр нажимает на …
Ребё нок: педаль (2 слога)
Логопед: Чтобы повернуть шофёр вращает …
Ребё нок: руль (1 слог)
Логопед: Чтобы в тёмное время суток видеть дорогу шофёр включает …
Ребё нок: фары (2 слога)
Логопед: Если идёт дождь или снег, шофёр включает …
Ребё нок: дворники (3 слога)
Игра с мячом «Что было бы?»
Логопед: Молодцы, ребята, все детали установили на своё место! А сейчас я предлагаю Вам немного пофантазировать и представить, что было бы, если у транспорта не было некоторых деталей, поиграем в игру «Что было бы?»
Я вас спрашиваю, а вы отвечаете. При ответе пользуемся полным предложением! Что было бы: - если у машины пропал бензобак? (Мы не смогли бы заправиться бензином и поехать) - если у велосипеда пропали педали? (Мы не смогли бы на нем кататься) - если бы у корабля пропал якорь? (Корабль не смог бы совершать остановки) - если у самолета пропали крылья? (Самолёт не смог бы полететь) - если у грузовика пропал кузов? (Невозможно было бы перевозить грузы) - если у лодки пропали весла? (Мы не смогли бы на ней поплыть по реке или озеру).
Физкультминутка: «Шофер»
Логопед: Здорово! А теперь давайте немного разомнемся и сами побудем шофёрами :
Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(постукиваем правой ногой по полу)
Скорости переключаем
(движения воображаемым рычагом)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибаем их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(шевелим пальцами над головой)
Мы шоферы хоть куда!
(показываем большой палец)
Упражнение: «Определи первый звук в слове – подбери букву»
Логопед: Детали на место мы установили, а теперь нужно проверить заведётся ли машина. Для того, чтобы завести её нам нужен ключ, но ключей у меня несколько и Вам необходимо догадаться какой подходящий. Как вы думаете, как это сделать?
Дети рассматривают ключи и высказывают свои предположения.
Логопед: На каждом ключе есть шифр из букв и Вам нужно разгадать его. Необходимо определить первый звук в слове и подобрать соответствующую этому звуку букву, если вы сделаете это верно, то сможете подобрать ключ.
Дети по одному подходят к доске, переворачивают картинку, определяют первый звук в слове и обозначают его буквой:
Ребё нок: автобус – а,
Ребё нок: экскаватор – э,
Ребё нок: самолёт – с,
Ребё нок: мотоцикл – м,
Ребё нок: поезд – п.
Логопед: Здорово, вы составили шифр, теперь выберите подходящий ключ.
Если ключ выбран верно, то мы должны услышать звук работающего мотора.
Итог занятия :
Раздаётся звук работающего мотора.
Логопед: Молодцы ребята, мотор заработал, а это значит, что все задания Вы выполнили верно! Давайте попробуем вспомнить, кому Вы сегодня помогали на занятии?
Ответы детей
Логопед: А что Вам нужно было сделать?
Ответы детей
Логопед: Какие задания Вы выполнили?
Ответы детей
Логопед: Вы славно поработали сегодня на занятии и сделали полезное дело! Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями и я провожу Вас в группу.
Дети прощаются и покидают группу.