олеся верещагина
Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет «Звук [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи : звук Щ
Цель: уточнить произношение звука Щ в изолированном виде, словах, фразах; упражнять в изменении слова с помощью суффиксов; продолжать учить детей подбирать слов противоположного значения (антонимы); активизация словаря (обобщенное значение слов).
Материал и оборудование: три группы картинок (лиса, заяц, собака, мяч,2 стула, шкаф, диван, скакалка; чашка, тарелка, чайник, погремушка; картинки с изображением щетки, гномика, великана, трафареты, карандаши, листы бумаги на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Разминка
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет „Звук [Щ]“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Педагог. Сегодня мы снова в гостях у кукол. Вспомните как их зовут (Таня, Лена, Аня, Галя). Они ждут гостей и наводят порядок в доме. Посмотрите как они все расставили на полях. (Выкладывает по очереди три ряда картинок. Дети называют изображенные на них предметы, выбирают лишний в каждом ряду, составляют из них четвертый ряд).
Педагог. Таня поставила на полку….
Дети. Лису,зайца,собаку,мяч.
Педагог. Что здесь было лишним?
Дети. Мяч.
Педагог. Аня поставила на свою полку…
Дети. Чашку, тарелку, погремушку, чайник.
Педагог. Что здесь было лишним?
Дети. Погремушка.
Педагог. У Гали полка была пуста. Но вы помогли кукле и собрали на ее полку предметы. Назовите их.
Дети: мяч, скакалка, погремушка.
Педагог. Каким одним словом можно их назвать? (Игрушки)
2. Повторение пройденного материала.
Педагог. Посмотрите еще раз на предметы и назовите их ласково, так, чтобы все услышали звук (Ч). (Лисичка,зайчик, собачка и т. п.)
Артикуляционная гимнастика.
Педагог. Галочке понравилась посуда и сейчас она пошла вместе с другими куклами пить чай. Она выпила сначала по одной чашечке (упражнение «Чашечка») и съела по одному блинчику (упражнение «Лопаточка») и еще захотели блинчика (упражнение «Лопаточка»). Им понравилось варенье, что они облизали верхнюю губу (упражнение «Вкусное варенье»
3. Новый материал.
Педагог. Немного отдохнув куклы стали чистить ковер. Таня взяла щетку (выставляет щетку). И вдруг та запела в ее руках! Вот так: «Щ-Щ-Щ-Ш».
Теперь вы спойте песенку щетки («Щ-Щ-Щ-Щ»).
Артикуляция звука Щ.
Работа с зеркалом. Педагог. Посмотрите в зеркало. Когда мы произносим звук Щ, губы растянуты в легкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка поднят к бугоркам, по середине языка идет сильная воздушная струя. Щетку взяла кукла Лена. Щетка снова запела. Как пела щетка? (Щ-Щ-Щ). Потом щетка оказалась в руках Ани. Как пела щетка? (щ-щ-щ). В конце уборки щетку взяла Галя, и та запела…как (щ-щ-щ).
4. Закрепление нового материала. Педагог. Вот пришли гномики и великан (выставляет картинки).У гномика все было маленьким, а у великана – огромным. У гномика маленькие глазки, а у великана – не глазки, а глазищи. У гномика носик, а у великана – носище. (далее дети изменяют предложенные детям слова.)
Педагог Дети
Ротик ротище
Головка головища
Бровки бровищи
Волосики волосищи
Животик животище
Ножки ножищи
Сапожки сапожище
Домик Домище
Игра «Наоборот»
Педагог. Очень часто гномик и великан все делают на оборот. Если один хочет идти вперед, другой хочет идти назад.
Один смотрит вверх, а другой ….(вниз)
Один поет громко, а другой (тихо)
Один ест быстро, а другой … (медленно)
Один хочет идти на право, а другой … (на лево).
Но на смотря на это гномик и великан остаются хорошими друзьями.
5. Заключительная часть.
Педагог. Куклы решили подарить гостям свои любимые игрушки, но так увлеклись уборкой, что забыли куда их положили. Помогите куклам нарисовать и разукрасить игрушки сувенирчики. (дети используя трафареты рисуют игрушки-сувенирчики и штрихуют их).
Педагог (по окончанию работы детей).Куклы, гномик и великан длагодарят вас за помощь.