Татьяна Юнаева
Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе
▼ Скачать
Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»
Задачи:
- Создать условия для обогащения духовного мира детей;
- Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;
- Способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „День родного языка“ в старшей группе» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Упражнять детей в придумывании родственных слов.
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение.
Голубым окрашивают моря, реки и океаны.
Зеленым – леса и равнины.
А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
В: И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России. (показ иллюстраций)
В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
В: В других странах тоже говорят на русском языке?
Д: Нет.
В: Вот это страна Франция, они говорят на французском языке.
Это страна Китай и там говорят на китайском языке.
В: На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы.
В: Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык - это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.
В: Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы гово-рим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга) .
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю. (алфавит)
Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!
Жура - жура - журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил,
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края.
РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Идёт козёл дорогою»
В: Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные доку-менты, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пи-шутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!
Д: Мама!
В: правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – МАМА! Это ми-лое и дорогое слово на разных языках звучит по разному : по-немецки – Мутер, по- ан-глийски _Мазе,по-французски – Маман.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
(Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”)
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
В: Сейчас мы сыграем с вами в игру.
Игра «Слова наоборот»
холодный – горячий;
широкий- узкий,
толстый - тонкий,
большой – маленький,
высокий – низкий,
громкий – тихий,
день-ночь;
хорошо – плохо,
мокрый - сухой
длинный - короткий и т. д.
Это ребята слова антонимы – противоположные по значению.
В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить.
Игра «Многозначные слова».
У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
1. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
2. Кран: водяной, строительный.
3. Иголка: для шитья, у ежа.
4. Лист: для рисования, на дереве.
5. Ручка: дверная, писать.
В: Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе приду-маем семью слов к этому слову. Они похожи по звучанию и по смыслу. Молодцы! Вы угадали слова «снегопад» и «снежки».
У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,
А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (снеговик)
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)
А вот ещё загадка.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)
Пальчиковая гимнастика.
1. Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены).
2. Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).
3. Полотенцем вытираться. (Имитируя процесс вытирания ладони)
4. Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движе-ния руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).
5. Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).
В: Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Это русская … (Матрёшка)
Детям раздаются силуэты матрёшек для раскрашивания.
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами говорили?
- о нашем родном языке.
Какой язык в нашей стране самый главный?
- русский.
А когда празднуют день родного языка?
- международный день родного языка празднуют 21 февраля.
Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.