Аксана Белова
Конспект занятия по развитию речи «Беседа о народном творчестве русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
[b]2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. [/b]
Нематериальное культурное наследие — часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое. Нематериальным наследием считаются обряды и традиции, а также устное народное творчество - сказки, былины, песни и многое другое.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Беседа о народном творчестве русского народа“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В детском саду много внимания уделяется по приобщению детей к традициям, ценностям нашего народа.
Предлагаю вашему вниманию занятие " Беседа о народном творчестве русского народа"
Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к устному народному творчеству на занятиях по развитию речи.
Задачи:
Обучающие:
- уточнить знания детей о жанрах устного народного творчества.
-заучить с детьми закличку «Солнышко, солнышко, выгляни в оконышко», используя картинки-схемы
-обогатить словарный запас детей названиями предметов быта,
-упражнять в правильном и четком произношении звука (ч) в чистоговорках.
Развивающие:
– содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений,
-развивать речевое творчество при рассказывании потешек, закличек,
-обеспечить развитие любознательности, речи, памяти, мышления.
Воспитательные:
– побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.
Форма работы: Групповая.
Оборудование и материалы для занятия:
Сарафан для воспитателя в народном стиле, маски-шапочки героев к потешке «Тень, тень,потетень» для детей. Мягкие игрушки солнышко, Петрушка, расписной сундук, предметы старинного русского быта, картинки-схемы для заучивания наизусть заклички, сюжетные картинки к пословицам о труде и дружбе, запись музыки потешки «Тень-тень-потетень», уголок группы оформлен в стиле русской избы, баранки для угощения детей.
1. Организационный момент.
Звучит колокольчик.
Воспитатель: Здравствуйте детушки, детушки - касатушки!
Подходите, не стесняйтесь.
Много у меня ребят и для каждого ласковое слово найдётся!
Наши деточки в саду,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Красны яблочки в саду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня гости.
Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать?
Дети: да!
Воспитатель: Хотите со мной поехать в гости в русскую избу?
Дети: Да хотим!
Воспитатель: А вы знаете, что такое изба?
Дети: предположительные ответы детей
Воспитатель: избой в давние времена называли деревянный дом в деревне.
Ну что? Едем?
Дети: да!
Воспитатель: А поедем мы туда на лошадке. Повезет нас на лошадке Максим, а мы за ним.
Поехали! (руки вытянуты вперёд, держат воображаемые поводья лошадки)
Дети за Максимом повторяют движения и слова:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг.
В яму! Бух.
2. Основная часть
Воспитатель:
Вот мы с вами и приехали.
Я сегодня буду хозяйкой русской избы.
Проходите, рассаживайтесь на стульчики.
Посмотрите, как хорошо в избе, уютно, тепло.
Добра всякого видимо невидимо.
Вам нравится?
Дети: да, нравится!
Воспитатель: что вы видите?
Дети: предположительные ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Какие вы наблюдательные. Тут и печка русская и лавочка, стол, а на столе стоит самовар, на полу лежит половик. Вот таким было убранство дома в старину.
Воспитатель: Ребята, вы знаете русские народные сказки, игры, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички? А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, писать в старину люди не умели. Передавали из уст в уста друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, потешки.
Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество или фольклор.
Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.
А Кирилл сможет его повторить, Вова, София?
Спасибо, молодцы.
Воспитатель: Посмотрите ребята это - сундук расписной, но мне не открыть его одной.
Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?
Дети: да, поможем!
Пальчиковая гимнастика.
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Воспитатель: А чтобы узнать, что лежит в сундуке отгадайте загадку
Не высоко, не низко,Не далеко, не близко
Проплывает в небе шар
Раскаленный как пожар.
Он весь мир обогревает
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все … (солнце).
Воспитатель: Правильно солнце. (достает изображение солнца)
Воспитатель: Ребята. как вы думаете зачем нужно солнце?
Дети: предполагаемый ответ (солнце – источник тепла и света, без него погибнет все живое)
Воспитатель: Люди всегда ждут солнышка с нетерпением.
Солнце, ребята, - это источник жизни, света. В старину люди ласково называли солнышко – «солнышко красное», «солнышко- колоколнышко».
Воспитатель: Как называли в старину солнышко?
Дети: (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Зазывали солнце потешками и закличками.
(Воспитатель читатет закличку)
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Воспитатель: Про что закличка?
Дети: про солнышко
(воспитатель выставляет картинку схему солнышка)
Воспитатель: Что просим солнышко сделать?
Дети: Выглянуть.
Воспитатель: А куда солнышку выглянуть?
Дети: в окно
(воспитатель выставляет картинку схему)
Воспитатель: В закличке окно называют ласково-оконышко.
Что просим солнышко сделать?
Дети: нарядиться
(воспитатель выставляет картинку схему)
Воспитатель: Какого цвета становится солнышко?
Дети: красного цвета
(воспитатель выставляет картинку-схему)
Воспитатель: Кто его ждет?
Дети: дети
(воспитатель выставляет картинку схему)
Воспитатель: (читает еще раз закличку, сопровождая чтение показом соответствующей картинки-схемы) Ребята, кто хочет прочитать закличку солнышку?
(заслушиваем 2-3 детей)
Воспитатель: Завтра снова закличем солнышко, позовём его к нам и весна будет солнечной и тёплой.
Воспитатель: Предлагаю ребятушки с солнышком поиграть. Давайте встанем в круг, игра называется «Сравни и назови» Я начинает фразу, а отвечает тот кому я дала солнышко.
Солнце желтое как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, теплый ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер).
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда).
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
Воспитатель: Солнышко дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично.
- Любит русский народ потехи, забавы, шутихи, да розыгрыши.
Воспитатель: Давайте и мы с вами повеселимся.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Все водят хоровод, приплясывают и поют:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Воспитатель: Похвалялась лиса:
Лиса: (Авитель) Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Воспитатель: Похвалялся серый волк:
Волк: (Вова) Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Воспитатель: Похвалялся наш зайчишка:
Заяц: (Кирилл Б) А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Воспитатель: Похвалялася коза:
Коза: (Вероника). Огород я обошла,
Всем я грядки прополола,
Да и по воду пошла.
Воспитатель: Похвалялась Жучка –
Жучка: (Алина) Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Воспитатель: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка.
Мурка: (Алена) Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Воспитатель: Похвалялся дед Егор –
Дед Егор: (Антон) У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Воспитатель: Похвалялась Варвара:
Баба Варвара: (Соня) Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель: Повеселились, молодцы. Присаживайтесь.
В сундучок я загляну.
Что еще там погляжу.
(воспитатель достает карточки с пословицами)
Люди сочиняли не только веселые и смешные потешки, но и мудрые пословицы и поговорки.
(Пословицы и поговорки о труде и лени)
Не будет скуки, если заняты руки!
Труд кормит, а лень портит.
Воспитатель: Как вы думаете, чему учат эти пословицы?
Дети: (предполагаемый ответ) Учат трудиться, заниматься делом.
Воспитатель: Давайте еще раз их повторим.
Воспитатель: Послушайте следующие пословицы.
(Пословицы и поговорки о дружбе)
Дружба как стекло: разобьёшь — не склеишь.
Человек без друзей что дерево без корней.
Воспитатель: о чем эти пословицы?
Дети: (предполагаемый ответ) о дружбе.
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти пословицы учат нас беречь дружбу. Давайте их повторим.
Воспитатель:
В сундучок я загляну.
Что же там я погляжу.
-Ой, а кто это здесь еще лежит?
Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый
Мои шутки и смех, веселят всех.
Вот так игрушка, и зовут его – (Петрушка).
Воспитатель: Вот такой игрушкой-Петрушкой на Руси забавляли и детей и взрослых. Посмотрите на него, во что он одет?
Дети: (предполагаемые ответы)
Воспитатель: Обычно петрушка одет в красную рубаху и холщовые штаны, на голове его надет остроконечный колпак с кисточкой или бубенчиком на конце.
Воспитатель: А давайте мы свами повеселим Петрушку. Расскажем ему чистоговорки. Чистоговорки-это такой шуточный стишок, который придумали для того, чтоб научить ребенка правильно говорить.
Воспитатель: Первая чистоговорка про Петрушкин колпачок
Чок, чок, чок-у Петрушки колпачок
(дети повторяют хором, затем индивидуально)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас расскажем Петрушке чистоговорку про-калач. (показать картинку-калач)
Ач, ач, ач -испекли калач.
(дети повторяют хором и индивидуально)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как у вас здорово получается. Петрушка-тоже рад, что мы его повеселили.
Воспитатель: В сундучок я загляну. Что же там я погляжу.
Кристина, иди помоги мне. (подходит девочка. Читает потешку
«Ай качи, качи, качи, глянь баранки калачи» и в конце достает поднос с баранками)
Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися ба-ра-но-ч-ки.
Воспитатель: Вот так сюрприз нам приготовил сундучок.
В сундучке все разгадали и про многое узнали.
Народное творчество полно мудрости и доброты. Напоследок я скажу: «чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»
Вот такая мудрость народная!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Будем там угощаться баранками.
Встаем за Максимом и возвращаемся на лошадке.
Дети за Максимом повторяют движения и слова:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг.
В яму! Бух.
3. Заключительный этап. Подведение итогов:
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Вам понравилось наше путешествие?
Где мы были в гостях?
Дети: в русской избе
Воспитатель: Вам понравилась русская изба? Что вы там увидели?
Дети:
Воспитатель: Какое новое слово сегодня узнали?
Дети:
Воспитатель: Что придумывали для Петрушкт?
Дети:
Воспитатель: Какую закличку сегодня выучили?
Дети:
Воспитатель: Молодцы, ребята!