Екатерина Умарова
Конспект занятия по развитию речи «Рассказ Е. Чарушина «Курочка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей категории Умарова Е. А
Конспект занятия по развитие речи в средней группе.
Цель: обучать детей пересказу литературного текста с помощью серии картинок
Задачи:
Образовательные:
- учить сравнивать курицу с цыпленком по величине, цвету, подбирать определения, антонимы, согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассказ Е, Чарушина „Курочка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
-продолжать формировать у детей умение согласовать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных; образовывать уменьшительно – ласкательные слова;
- учить отвечать на вопросы полными ответами.
Развивающие :
- развивать связную речь, наглядно – образное мышление, внимание;
- развивать артикуляционный аппарат;
Воспитательные:
-воспитывать у детей инициативность, самостоятельность, умение слушать друг, друга.
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Методические приемы: Отгадывание загадкок, беседа, чтение; рассматривание слайдов, предметных картинок; выкладывание рисунков из пазлов, выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми.
Словарная работа: учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей: птичий двор, золотистый, кудахчет.
Предварительная работа:
• беседа с детьми о домашних птицах;
• разучивание физкультминутки;
• рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц
Материал: вязанная курочка и цыплята, предметные картинки с изображением курицы и цыплят, рассказ Е. Чарушина «Курочка», пазлы, серия картинок.
Оборудование: проектор, магнитофон, магнитная доска, аудиозаписи.
Список использованной литературы:
Развитие речи детей 4-5 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. Авторы-составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Издательский центр «Вента-граф» 2015г
Ход занятия
Воспитатель предлагает встать детям полукругом
Организационный момент.
У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся, поэтому на занятии нужно вести себя, красиво и спокойно. Показывает детям небольшое пуховое белое перышко
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мою ладонь. Что это? А какое оно?
Когда дети ответят, уточняет, какое оно - черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое.
Воспитатель:
Перышко это не простое, а волшебное:
Стоит на него подуть,
И оно покажет путь
В какую сторону идти
Чтоб хозяина найти
Воспитатель:
Расправили плечи, спинки выпрямили и по команде подуем на волшебное перышко: «Раз, два, три - перышко лети!».
Давайте отправимся за перышком.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель:
Привело нас перышко на птичий двор. А как вы думаете, почему он называется птичьим двором? Там живут птицы: гуси, утки, индюки, курицы. А какие – это птицы? (домашние птицы). Значит, птичий двор – это двор, где живут домашние птицы.
Молодцы.
На птичьем дворе много птиц, а чтобы узнать, какой птице принадлежит перышко, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Отгадывание загадок:
1. «Кудахчет, кудахчет, детей созывает, всех под крыло собирает». Кто это? (Курица)-это, когда 1.
А как мы скажем, если их много? (курицы)
- Какого цвета курица, какая она? (белая)
-А как можно ласково назвать курицу? (курочка)
2. «Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня.».
А кто вылупляется из яйца курицы? (цыпленок) -1 цыпленок.
А как мы скажем, если их много? (цыплята)
Расскажите, какого цвета цыпленок, какой он? (жёлтый, золотистый)
-Как можно назвать ласково цыпленка? (цыпленочек)
Чем они похожи курочка и цыпленок? (Есть голова, глазки, крылышки)
Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (курочка – большая, цыпленок - маленький)
А по характеру курица - мама какая? (большая, добрая, заботливая, внимательная).
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с рассказом «Курочка», который написал детский писатель Евгений Иванович Чарушин. У него все рассказы о животных и о птицах.
Слушаем и смотрим внимательно, потому что мы будем отвечать на вопросы.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пё рышки растопырила и закудахтала: «Кудах-кудах -кудах-кудах!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого голова торчит.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на голову капает?
Словарная работа.
Ребята, в этом рассказе есть новое слово - закудахтала. Это означает, что курочка так говорит : кудах- кудах- кудах. Скажим громко, тихо, еще тише. Давайте вместе скажем - закудахтала. Молодцы!
Вопросы к детям:
Про кого рассказ? (Про курочку, про цыплят, про дождик)
Где курочка с цыплятами ходила? (По двору)
Что случилось? (Пошел дождик)
Что сделала курочка? (На землю присела, все перышки растопырила и закудахталаа)
Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у другого только ножки видны, у кого голова торчит)
А кто не спрятался? (Два цыпленка)
Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)
Пошел дождик. И все цыплята спрятались под крылышки курицы.
– Давайте поможем маме найти и посчитать цыплят. Все встали.
Пальчиковая гимнастика
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы цыплят считать
Первый– цыпленок на крыльце,
Второй – цыпленок в яйце,
Третий –цыпленок самый смелый,
А четвертый – самый белый,
Пятый маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
Воспитатель:
Присаживайтесь на свои места. Вы видите на столе конвертики. Это сюрприз от курочки. На каждом конверте есть рисунок (образец, а внутри пазлы. Нужны пазлы собрать по образцу, а потом рассказать, что на них изображено. Таким образом, мы составим рассказ.
Индивид. работа. Звучит музыка.
У всех все получилось. Молодцы.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами будем рассказывать рассказ по картиночкам, которые вы собрали.
Воспитатель:
А сейчас я хочу услышать весь рассказ по всем картиночкам….выйди, расскажи.
Давайте послушаем еще….выйди, расскажи.
Инсценировка рассказа : «Курочка».
Вот мы послушали рассказ про курочку и цыплят. А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Вышла курочка гулять». Раз, два, три детки в цыплят превратись. Как называется рассказ? Встаем с мест и делаем круг.
Игра под музыку. 2 цыпленка остаются
Итог: Посмотрите 2 цыпленка не послушались своей мамы. Что с ними может случится? Какая беда?
Позовем цыплят к себе под крылышко, чтобы не замерзли, ведь под крылышком мамы всегда безопасно тепло и хорошо. Как говорится в пословице: «Как у матушки под крылом, нет горя и забот». Любите и слушайте своих мам!
А теперь: Раз, два, три цыплятки в деток превратись.
Воспитатель:
А курочка еще приготовила сюрприз – вот это раскраски. Эти раскраски заберете домой, аккуратно раскрасите. И расскажите родителям рассказ, с которым мы познакомились. А кто напомнит, как называется рассказ? Про кого?
А сейчас наше занятие закончилось. Скажем нашим гостям, до свидания.
Спасибо за внимание.