Любовь Коряженкова
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ, ИЗО и экологии в старшей группе на тему «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с картиной Левитана «Золотая осень». Учить составлять рассказ по картине, формировать представление о пейзажной живописи. Расширять знания о природе родного края, о живой и неживой природе, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, продолжать учить рисовать, используя ладонь.
Словарь: пейзаж, золотая осень, зардели клены, багрянец.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ, ИЗО и экологии в старшей группе на тему „Золотая осень“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Демонстрационный материал: конверт, листья клена, атрибуты для рисования акварелью, грамзапись, картина Левитана «Золотая осень», стихи А. Кушнер «Что я узнал?», картинки с изображением различных периодов осени.
Раздаточный материал: листочки клена, атрибуты к работе по рисованию.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход занятия:
1. Организационный компонент.
I. Беседа воспитателя с детьми. Цель: уточнить знания об осени. Воспитатель собирает детей вокруг себя: Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки. Он пишет, что ему грустно, так как стало холоднее, погода пасмурная, листочки на деревьях почти опали. Ребята, давайте расскажем Незнайке, что осень бывает разной. Давайте вспомним признаки ранней и поздней осени. (Желтеет листья, увядают цветы, дни становятся короче, ночи – длиннее, улетают на юг птицы, деревья сбрасывают листву, идут дожди). Правильно, ребята, молодцы. Об осени писали поэты и художники. Хотите узнать об этом? Тогда, внимание, на экран. (Дети садятся на стулья).
2. Содержательный компонент.
На интерактивной панели – изображение пейзажа И. Левитана.
II. Рассказ воспитателя. Цель: дать представление о пейзажной живописи.
Воспитатель: Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он был пейзажистом, писал пейзажи. Давайте повторим это слово. Левитан любил свою страну, природу родного края. Он писал пейзажи разных уголков природы: стройные березы, реки, небо и т. д. Ребята, как вы думаете, что такое пейзаж? (Ответы детей). Ребята, давайте узнаем, что о пейзаже говорит поэт Александр Кушнер. Кто такой поэт? Правильно, человек, который пишет стихи.
III. Чтение отрывка из стихотворения Александра Кушнера «Что я узнал?» Цель: закрепить понятие «пейзаж».
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина
Или поле и шалаш
То подобная картина
Называется пейзаж.
IV. Составление описательного рассказа по картине.
Цель: развивать связную речь.
Воспитатель обращает внимание детей на картину Исаака Левитана.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на пейзаж Исаака Левитана. Что на нем изображено? (Деревья, трава, река). Как это назвать одним словом? (Природа). Ребята, что здесь живая, а что неживая природа? (Деревья и трава - живая природа, река – неживая). Как вы думаете, какое время года здесь изображено? Почему? (Ответы детей). А какой период осени изображен? (Ранней осени). Скажите полным предложением. Почему? (Ответы детей). Какие деревья изображены на картине? В какой цвет окрашены листья деревьев? (В желтый). Посмотрите, как листья блестят на солнце. А как по- другому можно сказать? Листья золотятся от солнца. Как вы думаете, что значит "золотятся"? (Ответы детей). Еще мы говорим "становятся золотыми". Так солнце прощается с летом. Как вы думаете, как по - другому можно назвать раннюю осень? (Золотая). Правильно, ребята, молодцы. А еще в какой цвет окрашены листья деревьев? Ребята, темно- красный цвет листьев еще называют «багряным». Давайте повторим это слово. Оно означает краснеть, багроветь. Когда листья становятся багряными, мы говорим, что деревья рдеют, горят. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей). Ребята, художник Исаак Левитан назвал картину «Золотая осень». Ребята, кто может рассказать, что изображено на картине, используя новые слова? Ребята, какие новые слова мы узнали? (Пейзаж, багряный, золотятся, рдеют). Вася, что означает слово «багряный»? Коля, что означает слово «рдеют»? Миша, а что означает слово «пейзаж»? Игорь, что значит "золотятся"? Давайте составим рассказ. (2-3 человека составляют описательный рассказ по картине).
V. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: учить детей определять по картинкам различные периоды осени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года на них изображено? (Осень). Ребята, как вы думаете, одинаковая ли осень изображена на картинках? (Разная). Какая осень изображена на этой картинке? (Ранняя, или золотая). Почему? Ответьте на вопрос полным предложением, используя новые слова. (На пейзаже изображена золотая осень или ранняя, потому что золотятся березы, рдеют клены, журавли улетают на юг, кружится золотой листопад). Правильно, ребята, молодцы. Как вы думаете, а здесь, какая осень изображена? (Поздняя, потому что деревья сбросили листву, трава увяла, а в пруду еще плавают утки). Правильно, ребята, молодцы. Водоплавающие птицы улетают на юг поздней осенью.
Воспитатель: Ребята, волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет. Давайте представим себя листочками.
Физкультминутка.
(Дети под музыку П. И. Чайковского «Времена года» импровизируют кружение, падение осенних листьев).
VI. Рисование листочков. Цель: учить рисовать, используя ладонь.
Воспитатель: Ребята, в подарок за рассказ об осени Незнайка прислал нам краски. Давайте с помощью красок и ладошек сделаем для него кленовые листочки, напоминающие о ярких красках осени. (Дети садятся за столы и изображают листья кленов: прикладывают кисть руки к листу бумаги, обводят ее, раскрашивают краской, дорисовывают части листочков клена).
3. Заключительный компонент.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько красивых листочков нарисовали. Незнайка будет очень рад. Когда мы говорим, что пришла золотая осень? (Мы говорим, что пришла золотая или ранняя осень, когда кроны деревьев рдеют и золотятся). Листопад бывает только золотой осенью, это удивительное явление природы. Правильно, ребята, молодцы. Что мы теперь можем сказать об осени? (Осень бывает разная и прекрасна во всех проявлениях).
4. Рефлексия:
Ребята, вам понравилось занятие? Что показалось интересным? Что особенно запомнилось? Что нового удалось узнать? Я думаю, мы еще не раз поговорим об осени.