Наталья Сазонова
Конспект занятия по предметному социальному окружению в подготовительной группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: ОО «Социально –коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Вид деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная.
Цель: - Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по предметному социальному окружению в подготовительной группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
-Совершенствовать умение последовательно и связно излагать свои мысли, отвечать полно на поставленные вопросы.
-Развивать внимание, мышление память.
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с
природой.
- Воспитывать умение слушать, не перебивать товарищей.
Материал и оборудование: картинки весенней природы,
Планируемые результаты: обобщили представления о весне как времени года, о жизни птиц, растений и животных о погодных условиях в весеннее время.
Структура занятия
I Вводная часть загадка 3 мин
II Основная часть 25мин
1 1 задание
«Назови правильно»
17мин
2 2 задание
«Отгадайте загадки».
3мин
3 3 Задание.
«Найди ошибку»
5 мин
4 4 Задание.
«Отгадай загадки».
5 Дидактическая игра «Прилетели птицы».
6 Дидактическая игра «Назови детёнышей».
7 Физкультминутка «Мишка»
8
Задание.
«Так или не так?»
9 Задание. «Назови одним словом».
III Заключительная часть Итог занятия 2 мин
Длительность 30 минут
Ход занятия
I Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые наблюдательные и внимательные. Вы готовы себя проверить?
Дети: Да.
Воспитатель: Отгадайте загадку мою, и вы узнаете, о чём мы с вами поговорим сегодня.
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - (весна).
Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.
II Основная часть
1 задание «Назови правильно»
• Назовите приметы весны. (Выслушиваю ответы детей)
• Назовите месяцы весны. (Выслушиваю ответы детей)
• Какой сейчас месяц? (Выслушиваю ответы детей)
2 Задание «Отгадайте загадки».
(В конверте лежат картинки с отгадками.)
(Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске)
• Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
• Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.
Не наденешь валенки, на снегу… (Проталинки).
• Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).
• В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (Солнце).
• Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (Ручей).
• Тает, тает белый снег,
Мишка не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопит берлогу,
Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок).
• Солнце пригревает,
Лёд на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
• Весною называют?. (Ледоход).
3 Задание. «Найди ошибку»
А сейчас проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы найдите в нём ошибку и исправьте предложение.
• Пригрело солнце, потому что тает снег.
• Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
• Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
• Наступила весна, потому что прилетели грачи.
• Пришла весна, потому что пробудился медведь.
-Молодцы! А теперь объясните и найдите лишнее слово, почему считаете вы так?
• Капель, проталина, урожай, сосулька.
• Подснежник, весна, листопад, грач.
• Таять, капать, набухать, заготавливать.
• Март, апрель, декабрь, май.
4 Задание. «Отгадай загадки».
-Ребята, кто помнит, как назвать растения одним словом, цветущие весной? (Первоцветы).
Правильно. Первоцветы - это растения многолетние, т. е. такие, которые по многу лет цветут и растут. Они сохраняются под снегом зимой, и пробуждаются с наступлением тепла. Отгадайте загадки о весенних цветах.
• У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник).
• Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).
• Он цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (Нарцисс).
• Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан
Нежный, бархатный… (Тюльпан).
• Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик).
• Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).
• Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба).
• Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём, ни окон
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут … (Гнездо).
• На дворе весна гуляет
Скоро бурый снег растает.
Там и тут бегут ручьи.
Гнёзда делают … (Грачи).
Воспитатель:
-Какие птицы возвращаются весной?
-Как назвать этих птиц одним словом?
-Чем заняты птицы весной?
-Для чего им нужны гнёзда?
5 Задание. Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Воспитатель: Давайте поиграем немного. Свободно вставайте. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое,в ладоши хлопните. Будьте внимательны!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!
Воспитатель: Молодцы! По своим местам рассаживайтесь. И ответьте на мои вопросы.
- А что у зверей весной происходит? (Рождаются детёныши).
6 Задание. Игра «Назови детёнышей».
Давайте детёнышей животных назовём. (Индивидуальная работа с детьми).
-Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи? У Медведицы?
-Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.
7. Физкультминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)
К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)
Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)
И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)
Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
Наконец медведь наелся (Погладить живот)
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
8 Задание. «Так или не так?»
-Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?
1 ситуация.
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, что я нашла, посмотри. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем о нём заботиться.
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2 ситуация.
Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Как он называется, интересно?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
-Давай сорвём его и отнесём маме!
Девочки цветок сорвали и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3 ситуация.
Мальчик по лесной тропинке шёл, увидел ёжика и решил взять его домой.
Мальчик правильно ли поступил?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.
4 ситуация.
После дождя дети пошли гулять во двор.
-Посмотри, сколько червячков!
-Давай соберём их и девчонок испугаем!
Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.
-Пойдём, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили ребята?
Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.
8 Задание. «Назови одним словом».
- Вы молодцы! Осталось задание последнее. Ответьте одним словом на вопросы.
• Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• У какого дерева белый ствол? (у берёзы)
• Как называется дом муравьёв? (муравейник)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Чем в основном питаются перелётные птицы? (насекомыми)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Кто в лесу плетёт паутину? (паук)
• У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (у божьей коровки)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
-Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.
III Заключительная часть
Итог
- Что вы сегодня узнали нового и интересного?
- О чём бы ты дома рассказал, из того что услышал?