Елена Сазанова
Конспект занятия по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Форма и цвет»
Задачи:
1. Учить образовывать группы однородных предметов по форме (круги, квадраты, треугольники) разного цвета.
2. Закреплять знание детьми основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и форм (круг, квадрат, треугольник, умение различать и называть их.
3. Закреплять умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму, образовывать группы однородных предметов по цвету (шарики); соотносить форму предметов с отверстиями (вкладыши, используя осязание и зрение.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию во второй группе раннего возраста „Форма и цвет“» размещена в разделах
4. Развивать мелкую моторику рук, внимание, выдержку, быстроту реакции, умение замечать и исправлять ошибки товарищей.
5. Воспитывать дружеское отношение друг к другу, умение слушать воспитателя и товарищей.
6. Активизировать словарь детей: названия основных цветов и геометрических форм, прилагательных, обозначающих форму предметов (круглый, квадратный); повторять песенку колобка вместе с воспитателем или подговаривать слова.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, дидактическая игра, подвижная дидактическая игра, вопросы, побуждения, поощрения, проблемная ситуация (шарики перемешались – разобрать по цветам, сравнение, привлечение детей к оценке результата выполненного задания, индивидуальная работа.
Материалы: дидактический стол с ящиками (шарики четырёх цветов, горки, вкладыши, игрушка – колобок, красивая коробка, 3 больших обруча, 3 стульчика с обозначениями круга, квадрата и треугольника (расположены в игровой зоне, модели этих фигур разного цвета на каждого ребёнка; бубен; печенье, конфеты.
Организация занятия: дети сидят перед дидактическим столом.
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель приносит из-за двери колобка и большую коробку. Здоровается от имени колобка: «Здравствуйте, ребятки!»
– Здравствуй!
– Посмотрите, кто к нам пришёл?
– Колобок.
– Давайте рассмотрим его. Какой он красивый! А какой колобок формы? Давайте покажем рукой.
– Круглый. (Дети рисуют в воздухе круг)
– На что он похож?
– Похож на шарик.
– Колобок хочет спеть вам песенку. А вы знаете песенку колобка? Давайте споём вместе с ним.
Дети подгруппы поют вместе с воспитателем, подпевают отдельные слова.
– Колобок катился, катился по дорожке и прикатился к нам в гости, и подарок вам принёс. Посмотрите, что в коробке?
– Шарики.
– Правильно, колобок похож на шарик и вам шарики принёс – маленькие, разноцветные. Колобок хочет с вами поиграть. Посмотрите, какого цвета шарики? (Воспитатель по очереди показывает шарики.)
– Красный, синий, жёлтый, зелёный.
– Шарики в коробке все перемешались. Их нужно разложить: каждый цвет в свой домик. Иди, Дима, выбери все зелёные шарики и положи их в домик такого же цвета. Какого цвета шарики ты взял? (Зелёный.)
Посмотрите, ребятки, правильно Дима сделал? (Затем воспитатель вызывает по очереди ещё троих детей. Дети называют цвет шариков и цвет домиков. Последними в коробке остаются шарики красного цвета. Вызывается ребёнок подгруппы, он называет цвет и перекладывает шарики в «домик».)
– Молодцы, ребятки, теперь все шарики в своих домиках. И колобок наш доволен. Он хочет с вами ещё поиграть.
Воспитатель ставит на стол ящик с горками.
– Кто хочет скатить шарики с горки? Женя, какого цвета шарик ты выберешь?
(Вызываются все дети по очереди. Они выбирают шарик, называют его цвет и скатывают с горки.)
Воспитатель ставит на стол третий ящик.
– Посмотрите, какие здесь фигурки. Каждой фигурке нужно найти свой домик.
Воспитатель по очереди вызывает детей. Каждый ребёнок выбирает фигурку и вставляет её в отверстие. Некоторые фигурки нужно назвать.
– На что похожа фигурка? (треугольник, кружок, квадрат, крестик. Если ребёнок ошибается или затрудняется, нужно предложить ему обвести по контуру фигурку и выбранное отверстие).
После того, как все фигурки попали в свои домики, колобок хвалит детей: «Молодцы, ребятки! А я вам ещё что-то принёс. Давайте посмотрим в коробке». Воспитатель достаёт из коробки модели фигур: круг, квадрат, треугольник разного цвета.
– Посмотрите, что это? Какого цвета? (примерный ответ: Это квадрат, он зелёный.)
Сейчас мы поиграем в игру «Найди свой домик».
Воспитатель раздаёт детям модели фигур. Детям подгруппы – круги.
– Мы пойдём «гулять» по группе, а когда «пойдёт дождик» (под бубен, каждый побежит в свой домик, на котором нарисована такая же фигурка, как у вас в руках, только другого цвета. Пока гуляете по полянке – поищите глазками свой домик.
Дети под бубен ходят по группе, прыгают «как зайчики», по сигналу воспитателя: «Дождик!» занимают свои домики. Воспитатель помогает сомневающимся детям, задаёт им вопросы: «Посмотри, что у тебя в руках? А какая фигурка на домике?»
– Вика, что у тебя в руках? Какого он цвета? (примерный ответ: Квадрат. Зелёный.)
Посмотрите, все правильно нашли свой домик? (Дети исправляют ошибки друг друга).
Дети меняются моделями фигур, игра повторяется.
В конце занятия воспитатель вместе с колобком хвалят детей: «Молодцы, ребятки, хорошо занимались, колобку понравилось с вами играть. Он хочет вас угостить». (Воспитатель достаёт из коробки печенье и конфеты.)
– Посмотрите, ребятки, какой формы печенье?
– Квадратное.
– А конфеты?
– Круглые, похожи на шарик.
– Правильно. Скажите колобку спасибо.