Рожновская Ирина Викторовна
Конспект занятия по познавательному развитию «В стране ощущений» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
«В стране ощущений» в средней группе
Цель: Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
Задачи:
- обогащение сенсорного опыта детей;
- развитие внимания, воображения, памяти, речи, мелкой моторики рук;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „В стране ощущений“ в средней группе» размещена в разделах
- поддержание положительного эмоционального настроя группы.
Подготовительная работа: Беседа с детьми о диких и домашних животных. Просмотр мультфильма «Умка». Игры детей с сенсорными играми. Изготовление ковриков для «дорожки ощущений». Изготовление шкатулки – сундучка. Приготовление разрезных картинок с изображением медвежонка «Умки». Изготовление опорных карточек с правилами игры с песком.
Используемая литература: Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. ; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2014. – 352с.
Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. Н. В. Зеленцова – Пешкова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2015.
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» - М. :
«Просвещение», 1988г;
*Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика Синтез»,2003г;
*Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» - Ярославль «Академия развития»,1998г.
Оборудование: Сенсорная дорожка. Письмо. Магнитофон. Фрагменты аудиозаписи различных звуков. Фигурки диких и домашних животных. Кусочки фруктов и овощей на шпажках. Мандарин, банан, яблоко, зёрна кофе, шоколад. Платок. Коврик. Разрезная картинка с изображением медвежонка Умки (на каждого ребёнка). Карточки со схематичным изображением правил игры с песком. Мягкая игрушка медвежонок Умка. Бусины, камешки, ракушки. Шкатулка – сундучок.
Ход.
Воспитатель. -Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие в волшебную стану «Страну ощущений». Там всё можно потрогать, послушать, понюхать и попробовать. Только нужно быть очень внимательными! Хотите попасть в «Страну ощущений»?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Тогда вперёд!
Игра «Дорожка ощущений».
Воспитатель. Чтобы оказаться в этой стране, нужно пройти по дорожке ощущений. Идите медленно, чтобы почувствовать, на что вы наступаете. (Дети разуваются, поочерёдно идут по сенсорной дорожке и объясняют, что чувствуют их ноги).
Воспитатель. Вот мы и пришли в замечательную и загадочную «Страну ощущений». Что это? (Поднимаю с пола письмо). От кого же оно? Давайте прочитаем! Читаю письмо: «Дорогие путешественники! Как – то раз я надул большой воздушный шар. Внезапно поднялся сильный ветер, подхватил меня и воздушный шар, и мы полетели над лесом, над морем, над пустыней. Но тут шар лопнул, и я приземлился на песок. Вдруг появилась большая птица и села около меня. Она сказала, что я оказался в «Стране ощущений». Я поведал ей о своей беде, а птица сообщила, что сейчас в этих местах путешествуют ребята из детского сада и они смогут мне помочь добраться до моего дома. Я достал из кармана карандаш и блокнот, которые всегда со мной (ведь я учусь писать, и обратился к вам, дорогие путешественники, с просьбой о помощи. Медвежонок Умка».
Воспитатель: Ох, как жаль медвежонка! Поможем ему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Тогда отправляемся!
Игра «Узнай звук леса».
Воспитатель: На пути у нас лес. Чтобы войти в лес, нужно разгадать его загадку. Сейчас вы услышите разные звуки и должны узнать, какой из них шум леса. (Звучат фрагменты аудиозаписи различных звуков. Дети выполняют задание).
Игра «Классификация».
Воспитатель. Всё верно. Мы в лесу. Но здесь что – то случилось. Мне кажется, в лес пришли домашние животные и смешались с дикими. Выберите среди разложенных на столе фигурок лесных зверей и отложите их в сторону. Дети выполняют задание.
Игра «Определи на вкус».
Воспитатель: Сейчас вы закроите глазки, и я вам дам попробовать что – то вкусное. Вы должны сказать, что это. (Даю каждому ребёнку на шпажке фрукт или овощ, дети пробуют и отгадывают, что они попробовали).
Воспитатель: Вы всё правильно отгадали. Пойдём дальше. Но море преградило нам путь.
Упражнение «Узнай звук моря».
Воспитатель: Чтобы переплыть через море, нужно отгадать загадку. Сейчас вы услышите разные звуки и должны узнать, какой из них шум моря. (Звучат фрагменты аудиозаписи различных звуков. Дети выполняют задание).
Воспитатель: Очень хорошо! Море мы переплыли. Теперь отдохните на его берегу. Ложитесь на коврик, закрывайте глаза. (Звучит аудиозапись шума прибоя. Дети лежат на спине с закрытыми глазами).
Упражнение на релаксацию «Отдых у моря».
Воспитатель: Представьте, что вы лежите на пляже и слышите шум волн. Вы отдыхаете, вам хорошо и спокойно. Солнышко греет, вы лежите на тёплом песке, и лёгкий ветерок обдувает ваше лицо. Брызги от волн приятно освежают вас. Рядом мама и папа, они держат вас за руки и говорят, как они вас любят. Вы отдыхаете всей семьёй, вам всем хорошо, спокойно. Запомните эти ощущения и сохраните их на весь день. Медленно открывайте глаза и не спеша вставайте.
Прошли мы через лес, переплыли море, потом отдохнули. Теперь ещё один сюрприз, который приготовила «Страна ощущений».
Игра «Определи по запаху».
Воспитатель: Сейчас вы закроете глаза, а я вам дам что – то понюхать. Вы должны угадать по запаху, что же это. (Предлагаю каждому понюхать мандарин, банан, яблоко, зёрна кофе, шоколад. Дети называют фрукты и продукты).
Подвожу детей к столу с песком.
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы попали? (В пустыню). Верно. Чтобы продолжить движение по пустыне, нужно вспомнить правила игры с песком. Перечислите их. С опорой на карточки со схематичным изображением дети называют правила игры с песком.
Нельзя брать песок в рот – он грязный!
Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!
Нельзя вдыхать песок – можно задохнуться!
Игра «Встреча с песком».
Воспитатель: Очень хорошо! Теперь поздоровайтесь с песком: положите на него ладони, погладьте его. Мы находимся в пустыне «Страны ощущений», поэтому общаясь с песком, нужно быть очень внимательными и замечать всё, что вы чувствуете. Какой песок – тёплый или холодный, шершавый или гладкий, мокрый или сухой, волнистый или ровный, мягкий или твёрдый? (Ответы детей). Положите на песок руки ладонями вверх и ещё раз погладьте его, переверните ладони, пощекочите песок одним пальцем, двумя пальцами, сразу всеми пальцами.
Игра «Как идёт…».
Воспитатель: Теперь сожмите руки в кулаки и покажите, как идёт слон. Разложите кулаки и покажите пальцами, как прыгает зайка, бежит мышка, крадётся лиса, ползёт змейка, роет землю крот. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: А что это лежит на дне песочницы? (Детали картинки). Соберите свою картинку. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Кто нарисован на картинке? (Умка). Вот мы и нашли медвежонка. (Беру в руки игрушку). Он вам очень благодарен. Мы его возьмём с собой, когда будем возвращаться в детский сад из «Страны ощущений», и отправим на самолёте домой, на Северный полюс. А сейчас поиграем с песком.
Игра «Расскажи песочку».
Рисую пальцем на спине каждого ребёнка какую – либо геометрическую фигуру. Ребёнок изображает эту фигуру на песке.
Игра «Отыщи сокровище».
Воспитатель: Здесь в песочнице спрятаны сокровища. Сейчас вы будете их искать и складывать в сундучок.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот сколько интересного было в «Стране ощущений»! Вам понравилось путешествовать по этой стране? Что вам особенно понравилось? Что запомнилось? (Ответы детей). Я тоже была рада оказаться вместе с вами в этой стране. Но настало время возвращаться домой.
- Ребята, Умка в благодарность приготовил каждому игру, что бы вы играли и вспоминали наше путешествие.
Возьмём с собой Умку и пойдём по дорожке ощущений.