Наталья Груздева
Проект во второй младшей группе «В стране тактильных и сенсорных ощущений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект во 2 младшей группе № 6
«В стране тактильных и сенсорных ощущений»
МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара
Воспитатели: Груздева Н. Ю.
Актуальность.
Публикация «Проект во второй младшей группе „В стране тактильных и сенсорных ощущений“» размещена в разделах
Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Необходимо с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы.
Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.
Новизна.
Замечательная фраза «Книга – источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку, и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова. Незрячие дети – особенные дети. По мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым последствиям. Могут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи. Среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста. Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги.
В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.
Продолжительность проекта:
долгосрочный:(5 месяца: октябрь – февраль).
Цель:
применение в работе с детьми нарушением зрения тактильной книги и тактильных дощечек для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики, а так же вовлечение в работу по созданию пособий родителей.
Задачи:
• Расширять представления детей об окружающем мире.
• Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.
• Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).
• Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
• Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов.
• Обогатить словарь детей новыми словами.
• Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обследование поверхностей с различной текстурой).
• Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Участники проекта: дети второй младшей группы №6,тифлопедагог, воспитатели, родители.
Формы реализации проекта:
Октябрь
-Беседа: «Что такое книга? Как нужно ухаживать за книгами?».
Цель:Закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность. Воспитывать любовь, интерес к книге.
-Анкетирование родителей «Книга в вашем доме».
Цель:Выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.
-НОД «Какие бывают книги».
Цель:Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг. Закреплять правила культурного обращения с книгами.
-Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет» Цель:Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
-Дидактические игры: «Собери мячи в ведерко», «Подбери предметы похожие по цвету», «Заплатка на ковер», «Бабочки цветы», «Домино», «Занимательная коробочка», «Пирамидка», «Украсим елочку».
Цель:Закреплять у детей умения группировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Помогает развивать мелкую моторику. Обогащает чувственный опыт ребёнка.
-Чтение сказок: Л. Н Толстой «Три медведя», К. Д Ушинский «Сказки», А. Плахотник «Мистер крококот и другие», Э. Успенский «Необычный слон», «Наш дом».
Цель:Воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно. Сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию соблюдений элементарны правил послушания. Развивать целостное восприятие: узнавать сказку по иллюстрации. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
-НОД (лепка): «Пусть всегда будет солнце».
Цель:Учить скатывать из пластилина «шарик», сплющивать его, дополнять работу деталями из трубочек для коктейля; учить детей наблюдать за солнцем и за настроением людей в солнечный день; обобщить знания детей об осени, её характерных признаках;
подвести детей к мысли о радости и пользе солнечного света; совершенствовать умения отвечать на вопросы; обращать внимание детей на изображение солнышка художниками при иллюстрировании книг; совершенствовать приёмы лепки, развивать мелкую моторику пальцев рук;
Ноябрь
-НОД (аппликация) «Ежик». Привлекать ребят к работе с бросовым материалом. Развивать мелкую моторику, усидчивость.
Цель: Воспитывать аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделки
-Сюжетно-ролевые игры: «В библиотеке».
Цель:Закрепить правила поведения в общественном месте, воспитывать бережное отношение к книгам, воспитывать отзывчивость и уважение к труду библиотекаря.
-Дидактические игры: «Угадай предмет», «Чудесный мешочек» «Четвертый лишний»,«Найди такой же», «Найди домик», «Узнай форму», «Разложим мишкам мисочки». Цель:Учиться обследовать форму предмета рукой. Учиться ориентироваться в форме предметов без участия зрительного анализатора.
-Рассматривание тактильных книг: М. Покровская «Капризная мышь»; Художник Нина Любавина «Царевна лягушка»; Художник Е. Даменцева «Братья Гримм», «Бременские музыканты»; Г. Х Андерсен «Огниво»; Шарль Перро «Кот в сапогах»; Братья Гримм «Беляночка и розочка».
Цель:Развивать целостное восприятие, учить обследовать изображение с помощью осязания. Познакомить с материалами, из которых сделаны изображения. Развивать мелкую моторику рук.
Декабрь
-Дидактические игры: «Сенсорные дорожки», «Шнуровка», «Рыбалка», «Завяжем куклам банты», «Разбитые тарелки», «Липучки», «Пуговицы».
Цель:Развивать мелкую моторику рук. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно с закрытыми глазами;
-НОД «В царстве царя -Разноцвета».
Цель:Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
-Консультация для родителей «Этапы создания тактильной книги».
Цель:Познакомить родителей с технологической последовательностью изготовления тактильных книг.
-НОД (Лепка) «Зернышки для петушка».
Цель:Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом.
Январь
-Памятка для родителей «Основные требования к тактильной книге»
Цель:Познакомить родителей с требованиями необходимых при создание тактильной книги.
-Рассматривание книжек – игрушек: «На даче», «Как дойти до десяти».
Цель:Развивать целостное восприятие, учить обследовать изображение с помощью осязания. Познакомить с материалами, из которых сделаны изображения. Развивать мелкую моторику рук.
-Мастер - класс для родителей «Тактильные карточки».
Цель:Научить родителей, как самостоятельно изготовить игры - пособия для развития тактильных ощущений у детей младшей группы.
-Дидактические игры «Разложи по величине», «Мозаика», «Пуговицы», «Солнечный зайчик», «Где звонят?», «Найди лишний предмет», «Большой - маленький», «Что в мешочке?», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Самая длинная, самая короткая», «Дальше, ближе», «Собери».
Цель:Закрепить представления о форме, цвете, размере. Развивать зрительное чувство. Развитие слухового внимания. Учить соотносить предметы между собой, сравнивать их. Знакомить с величиной. Развитие тактильных ощущений.
Февраль
-Оформление выставки «Тактильные книги».
Цель:Привлечь родителей к творчеству. Обеспечить детям свободный доступ к тактильным книгам, для рассматривания иллюстраций, обследования изображений. Активизация родителей к совместной с педагогом в работе по развитию сенсорных эталонов.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление тактильных книг, карточек родителями на группу.
Ожидаемые результаты:
1. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
2. Формирование у детей знаний о внешних свойствах предметов: цвет, форма, величина).
3. Познакомить со способами действия с предметами (погладить, надавить, пощупать).
4. У детей пополнится словарный запас.
5. Дети знают правила культурного обращения с книгой
6. Понимание родителями важности своего участия в сенсорном развитии детей.
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 2005.
3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение.
4. http://www.tagillib.ru/bibliofeels_club/club_program/a_special_children_special_books/. Особенности тактильных рукодельных изданий и необходимые условия для их создания.