Юлия Черникова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с элементарными сведениями об экономике, расширение представления о том, как складывается семейный бюджет.
Задачи:
Образовательные:
• Дать представление о сущности доходов и расходов;
• Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семей-ного бюджета;
Развивающие :
• Формировать навыки и умения рационально использовать семейный бюджет
• Развивать экономическое мышление
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Учить детей различать понятия «хочу» и «надо»
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к семье, к труду взрослых
Словарная работа: семейный бюджет, экономика, расходы, доходы, заработная плата, пенсия, стипендия.
Оборудование: ноутбук, проектор, игрушка Буратино, корзина с карточками с изображением расходов, бумажные монетки, карточки с изображением копилки, карточки с красными и зелеными корзинами.
Ход занятия:
1. Организационный момент
В гости к детям приходит Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Карабас — Барабас сегодня мне передал кое – что. Послушайте загадку и постарайтесь ее разгадать, тогда вы узнаете, что именно дал мне Карабас — Барабас.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: деньги, монеты
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем знакомиться с деньгами и с наукой, которая их изучает.
2. Основная часть
Буратино: Ребята, а для чего вообще нужны деньги, вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Для того, чтобы приготовить еду, нужно купить … (продукты); для того, чтобы постирать белье нужно купить … (стиральный порошок); для того, чтобы мы не замерзли на улице, нужно купить… (теплую одежду).
Игра «Что можно купить в магазине?»
Воспитатель: Ребята, что можно купить в продуктовом магазине?
… в хозяйственном магазине?
…в магазине одежды?
… в строительном магазине?
А откуда в вашей семье берутся деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Верно, родители за свою работу получают зарплату; бабушки и дедушки не работают, но за то, что они много лет трудились, они получают пенсию; ваши старшие братья и сестры учатся в институте и за свои старания получают стипендию.
Зарплата, пенсия, стипендия и другие денежные поступления называются доходами. Общий доход семьи называется семейным бюджетом (слайд 1 интерактивный)
Теперь мы с вами знаем, откуда в вашей семье появляются деньги.
Буратино: Ребята, а что же мне делать с этими монетами. Куда потратить свои доходы?
Ответы детей.
Буратино: Вот здорово! Пойду куплю на эти деньги килограмм леденцов и еще мороженое.
Воспитатель: Подожди, Буратино! Давайте разберемся вместе. Деньги нужно тратить с умом! Есть даже специальная наука, которая изучает деньги (финансы, называется она ЭКОНОМИКА.
Покупать нужно прежде всего самые необходимые вещи, а также тратить их на другие важные цели. То, на что мы тратим деньги, называется расход.
Посмотрите, у меня есть вот такая корзина с расходами. В нее я положила расходы, которые мы совершаем. Давайте рассмотрим их внимательнее. (расходы на коммунальные платежи, покупка одежды, еды, проезд, лекарства, игрушки, развлечения, ремонт машины, маникюр, парикмахерская, отпуск и т. д).
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видимо, нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
В каждой семье свои расходы. Но у каждой семьи есть расходы, которые они совершают регулярно. Без этих расходов люди не смогут жить. Это расходы самые важные, на них прежде всего нужно тратить свои доходы. Крайне важно правильно различать эти важные расходы от других, менее важных, дополнительных расходов.
Слайд 2 интерактивный (Игра «Хочу и надо»)
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру. В красную корзину мы отнесем расходы важные, без которых человек не может жить, эти расходы, которые НАДО совершить обязательно, не смотря ни на что. А в зеленую корзину мы определим расходы, которые, хоть и хочется, но не обязательно совершать, так как без них человек может обойтись.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: давайте, ребята, разберемся теперь с нашей корзиной рас-ходов.
Игра «Хочу, надо» (с карточками)
Воспитатель вызывает двух детей, которые должны выбрать соответст-вующие расходы. Остальные дети проверяют.
Буратино: А что будет, если я все свои деньги потрачу на конфеты?
Ответы детей
Воспитатель: Верно, ребята, если Буратино потратит все свои доходы на то, что хочет, то у него не будет возможности оплатить то, что жизненно необходимо. Наука, изучающая деньги, их расходование, накопление и распределение назевается «экономика». Деньги нужно обязательно экономить и копить. Вы знаете, что значит копить?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, для того, чтобы получить то, что хочешь, можно понемногу откладывать, пока не накопится нужная сумма. Вот и в семье у вас так же. Часть семейного бюджета родители не тратят, а откладывают. Давайте посмотрим, на что мы откладываем деньги.
Слайд 3 интерактивный (на игрушки, на отдых и развлечения, на лекарства, на красивую, нарядную одежду и т. д.)
Буратино: Ребята, а как же мне быть? Помогите мне распределить свой бюджет.
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько монет у Буратино?
Дети: 5
У каждого ребенка на столе по 5 монет, которые они должны разделить по корзинам.
Воспитатель: На что он должен их потратить?
Ответы детей
Воспитатель: Верно. Часть дохода мы направим на жизненно важные расходы, часть поменьше можно потратить на дополнительные расходы (например, поход в театр, оставшиеся деньги мы положим в копилку. Вот теперь и Буратино и мы с вами умеем грамотно распоряжаться деньгами.
Буратино: Спасибо, ребята! Я теперь всегда буду тратить деньги с умом. А вы?
Дети: И мы тоже!
3. Заключительная часть
Воспитатель: Это замечательно, что мы с вами знаем, как грамотно тратить деньги.
Давайте повторим, что такое доход? Семейный бюджет? Расходы? Эко-номика?
Я очень рада, что вы запомнили эти понятия. Что для вас сегодня было особенно интересно?
Ответы детей.