Елена Покровская
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Интересное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях, происходящих в жизни растений; учить ставить простейшие опыты, делать выводы.
- Развивать мышление, память, речь; умение высказывать предположение, обосновывать его; логически кратко выражать свои мысли.
- Формировать эстетическое отношение к родной природе;
- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Интересное рядом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материал: почтовая посылка со всеми необходимыми наклейками, комнатное растение в целлофановом пакете, иллюстрации или фотографии с цветками одуванчика, листьями венериной мухоловки, недотроги, подсолнухом, комнатное растение, повёрнутое к свету, почва.
Раздаточный материал: целлофановые пакеты для каждого ребёнка, семена растений, лупы.
Ход ННОД:
Воспитатель: Нам пришла посылка, а на ней стоит надпись: «Осторожно! Живое!». Мне не терпится посмотреть, что же внутри! Это всего лишь маленькое растение. Ребята, а разве растения живые?
Ответы детей.
Воспитатель: Как выяснить, кто прав? Давайте вспомним, что свойственно всем живым существам.
Дети: Они дышат, двигаются, питаются, растут, выводят потомство.
Воспитатель: Значит, нам это надо доказать. Сначала мы докажем, что растение дышит. Посмотрите, растение стоит в пакете, а он запотел. Как вы думаете, почему это произошло?
Варианты детей.
Воспитатель: Возьмите пакет и вдохните в него несколько раз. Пакет стал влажным. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к тому, что вместе с воздухом мы выдыхаем пары воды, поэтому пакет становится влажным.
Делаем вывод
Дети: Растение дышит.
Воспитатель: Может ли растение двигаться?
Дети: Некоторые растения, например, одуванчик – вечером и перед дождём закрываются, утром и в ясную погоду открываются.
Подсолнух поворачивается вслед за солнцем.
Растение «недотрога» выстреливает семенами при незначительном прикосновении к нему.
Изогнутый ствол растений – это движение растения к солнцу.
Листья комнатных растений всегда повёрнуты к свету.
Есть растения, листья которых складываются пополам, когда на них садится насекомое, а откроется лишь через 10 дней, когда переварится «обед».
Воспитатель: делаем вывод
Дети: Растение двигается.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как растения размножаются?
Дети: Да растения размножаются с помощью семян, листьями, черенками, луковицей, делением куста.
Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим семена и обсудим, как с их помощью размножаются растения, и постараемся в них обнаружить зачатки будущих растений.
Воспитатель: Перед вами на тарелочках лежат семена растений (семечки подсолнуха, яблока, тыквы, греча, маковые зёрнышки). Даже в таких маленьких семенах есть всё, что нужно для питания будущего ростка. Материнские растения позаботились о своём потомстве – в семенах есть запас питательных веществ.
Воспитатель предлагает очистить семена подсолнуха, тыквы, яблока от шелухи и через лупу рассмотреть, где «спит» будущий росток.
Дети рассматривают семена и делают соответствующие выводы.
Физкультминутка. игра «Это – да, это – нет!»
Воспитатель объясняет правила игры. Я вам буду показывать различные движения, а вы будете повторять только те, которые похожи на движение растений (махи руками над головой; наклоны туловища в стороны, тянуться к свету, кивать головой, легко покачиваясь) и другие движения (прыжки, ходьба, приседания, поскоки)
Воспитатель. Ребята, а что нужно растению для того, чтобы расти?
Дети. Растение должно питаться.
Воспитатель. А как это происходит?
Дети. Растение питается при помощи листьев и корней.
Воспитатель. Ребята, посмотрите через лупу на почву, в которой растут растения. Что вы видите?
Дети. Песок, корни растений.
Воспитатель добавляет, что также есть перегной и предлагает повторить новое слово.
Воспитатель. А питательные вещества, как вы думаете есть?
Дети. Есть, но только их не видно.
Воспитатель. Чтобы растение выросло, что нужно сделать с семечком?
Дети. Оно должно попасть в землю.
Воспитатель. А какой должна быть земля?
Варианты детей.
Воспитатель. Есть такое слово – «плодородная» (предложить повторить вместе). Кто знает, что обозначает это слово?
Варианты детей.
Воспитатель. В ней должны быть питательные вещества. Сейчас мы с вами проведём несколько опытов, чтобы доказать, что именно эта земля является плодородной.
Воспитатель. Давайте опустим комочек земли в воду. Что вы видите?
Дети. Пузырьки воздуха, чтобы растение дышало.
Воспитатель. Возьмите немного песка и насыпьте его в воду (тоже сделать с глиной).
Какой вывод мы можем сделать?
Дети. В почве есть воздух, а в песке и глине его нет. Значит, растение будет лучше расти в почве
Воспитатель. Ребята, сейчас проведём ещё один опыт. Чтобы доказать, что в почве есть вода, которая тоже нужна растению, как воздух. Давайте возьмём немного плодородной земли, положим её в чашечку, накроем стеклом и нагреем её на огне.
Через небольшой отрезок времени показать детям стекло, на котором появились капельки воды.
Воспитатель предлагает детям высказать свои предположения. Почему появились капельки воды.
Воспитатель. Вот, ребята, мы с вами и доказали, что растение растёт и что нужно для роста растений. И теперь мы точно знаем и можем доказать, что растение живое.