Галина Чорная
ОД по ФЭМП в подготовительной группе детей с ТНР на тему «Множество и часть» с элементами петербурговедения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний, умений и навыков детьми, полученных в процессе непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП.
Коррекционно-образовательные задачи.
1. Закрепление представлений об объединении частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью.
2. Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания.
3. Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
Публикация «ОД по ФЭМП в подготовительной группе детей с ТНР на тему „Множество и часть“ с элементами петербурговедения» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Множества
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
4. Совершенствование конструктивных навыков, умений раскладывать предметы по высоте в убывающем порядке.
5. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: выше, ниже, самый низкий, самый высокий.
Коррекционно-развивающие задачи.
6. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи.
7. Воспитание самостоятельности, произвольности, активности, навыков сотрудничества.
Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Используемые технологии:
- игровые технологии: проведение СОД в игровой форме;
- личностно-ориентированные: проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему;
- здоровьесберегающие технологии: выполнение требований СанПин, подвижная игра «Летний сад», смена видов детской деятельности, использование музыкального сопровождения;
- технология сотрудничества: работа в команде.
-информационно-коммуникативные технологии: электронный образовательный ресурс – презентация по теме.
Оборудование. Магнитная доска, силуэтные изображения зданий и скульптур, цветные цифры по числу детей, следы каблучков, корона из цифр, геометрические фигуры, необходимые для сборки изображений Исаакиевского собора и Адмиралтейства, схемы зданий Исаакиевского собора и Адмиралтейства, кубики с наклеенными на них геометрическими фигурами, картинка ключа, разрезанная на части.
Раздаточный материал. Силуэтные изображения известных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Предварительная работа. Упражнения с учебно-игровым комплексом «Город» в совместной деятельности. Разучивание подвижного упражнения «Летний сад».
Литература. Н. В. Нищева. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. – СПб. : ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Музыка. Произведение П. И. Чайковского «Времена года», А. Л. Вивальди «Весна».
Ход занятия.
Вступительная часть.
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона организованной деятельности. Совершенствование умений раскладывать предметы по высоте в убывающем порядке, сравнивать величины на глаз. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: выше, ниже, самый низкий, самый высокий.
(Воспитатель сообщает детям о начале занятия и приглашает пройти к магнитной доске).
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня какой-то необычный день. Утром дверь нашей группы самостоятельно открылась, и в этот момент на столе появилась эта загадочная открытка. Что бы это значило?
Дети рассматривают открытку и делают вывод, что это приглашение в страну Математики.
(Слышен плачь сказочной царицы)
Воспитатель. Кто бы это мог плакать? Никого не видно, только следы каблучков и корона из цифр.
(Дети угадывают)
(Выходит девочка в костюме царицы Математики)
Царица Математики. Ребята, приглашаю вас в царство Математики. Чтобы войти в мое царство, надо открыть дверь ключом, но он рассыпался на части. Вы теперь сможете попасть в царство только тогда, когда соберете ключ. (Слайд 2. Ворота в царство)
Воспитатель. Ребята, мы принимаем приглашение царицы Математики? Но тогда нужно собрать ключ по частям.
Дети. Да! Мы согласны.
Воспитатель. Хорошо. А вы знаете что надо делать чтобы собрать ключ?
Дети. Нет!
Воспитатель. Давайте спросим у царицы что нужно делать.
Царица Математики. Надо выполнить задание. Вот первое задание. Сделаете правильно, получите часть ключа.
(Воспитатель читает задание)
Первое задание называется «Известные здания Санкт-Петербурга».
Воспитатель. Ребята, посмотрите какой наш Санкт-Петербург красивый. Какие величественные здания, интересные памятники и статуи.
(Слайд 3. Красивый вид Санкт-Петербурга)
Внимательно выслушайте задание. Возьмите из контейнера силуэтные изображения достопримечательностей Санкт-Петербурга и расставьте их от самого высокого до самого низкого.
(Дети выполняют задание, после чего называют силуэты)
Слайд 4. Петропавловский собор,
Слайд 5. Исаакиевский собор,
Слайд 6. Смольный собор,
Слайд 7. Адмиралтейство,
Слайд 8. Казанский собор)
(Слайд 9. Красивый вид Санкт-Петербурга)
Воспитатель. А что вы можете сказать о высоте Смольного собора и Казанского собора.
(Дети с помощью глазомера определяют высоту указанных зданий)
Дети. Смольный собор выше Казанского собора. Казанский собор ниже Смольного собора.
Воспитатель. Что вы можете сказать о высоте Адмиралтейства и Исаакиевского собора.
Дети. Исаакиевский собор выше Адмиралтейства. Адмиралтейство ниже Исаакиевского собора.
Воспитатель. (Обращается к царице Математики) Мы выполнили задание?
Царица Математики. Да. Получите часть ключа. Вы справились с очень сложным заданием. (Часть картинки ключа дети выкладывают на приготовленный заранее стол).
Царица Математики. Вот вам второе задание.
(Воспитатель читает задание)
Второе задание «Сосчитай скульптуры». Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания.
(Воспитатель приглашает детей к магнитной доске)
Воспитатель. Дети, улицы, мосты, дворцы нашего города украшают прекрасные скульптуры.
(Слайд 10. Скульптуры города)
Посмотрите на слайд. Вы видите только некоторые из них.
(Дети называют скульптуры)
Воспитатель. А теперь посмотрите на магнитную доску. (Воспитатель выставляет силуэт и спрашивает, что это)
Это силуэт какой скульптуры?
(Слайд 11. Сфинкс)
Дети. Это сфинксы.
Воспитатель. Сколько их?
Дети. Четыре.
Воспитатель. А это силуэт какой скульптуры?
(Слайд 12. Грифон)
Дети. Это грифоны.
Воспитатель. Сколько их?
Дети. Два.
Воспитатель. А это силуэт какой скульптуры?
(Слайд 13. Кони с Аничкова моста)
Дети. Это кони с Аничкова моста.
Воспитатель. Сколько их?
Дети. Четыре.
(Слайд 14. Красивый вид Санкт-Петербурга)
Воспитатель. Что вы можете сказать о количестве скульптур в каждом ряду?
Дети. Коней и сфинксов поровну, одинаковое количество, по четыре. Грифонов всего два. Коней больше, чем грифонов, тоже на два. Грифонов меньше, чем сфинксов, тоже на два.
Воспитатель. Сколько всего скульптур перед вами?
Дети. Перед нами всего десять скульптур.
Воспитатель. Как мы получили число «десять»?
Дети. Четыре сфинкса, два грифона и четыре коня – это десять.
Воспитатель. Как можно уровнять количество скульптур во всех рядах?
Дети. Можно убрать двух коней и двух сфинксов, тогда всех скульптур будет поровну, по две.
Воспитатель. Правильно.
(Педагог убирает указанные изображения.)
Воспитатель. Сколько всего скульптур осталось?
Дети. Осталось всего шесть скульптур.
Воспитатель. Правильно. Было сколько?
Дети. Было десять скульптур.
Воспитатель. Я сначала убрала сколько скульптур?
Дети. Две скульптуры.
Воспитатель. А потом сколько?
Дети. Две скульптуры.
Воспитатель. Сколько всего скульптур осталось?
Дети. Осталось шесть скульптур.
Воспитатель. Мы выполнили задание?
Царица Математики. Да. Получите часть ключа (дети очередную часть картинки выкладывают на приготовленный заранее стол).
Вот вам следующее задание.
(Воспитатель читает задание)
Третье задание «Мы зодчие». Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствование конструктивных навыков.
(Дети переходят к другой магнитной доске, возле которой в контейнерах лежат геометрические фигуры, необходимые для сборки изображений Исаакиевского собора и Адмиралтейства. В верхней части доски схемы зданий. Педагог предлагает детям разбиться на две команды. Для этого дети выбирают цифры. У кого синие цифры – в одну команду, у кого красные – в другую.)
Воспитатель. Сейчас мы станем настоящими зодчими. Одна команда будет строить Адмиралтейство, а другая – Исаакиевский собор.
Я могу помогать каждой команде. Приступаем к работе.
(Дети выполняют задание сообща).
Воспитатель. Давайте расскажем, из каких геометрических фигур мы собрали изображение Адмиралтейства.
(Дети перечисляют, из каких фигур они собрали изображение Адмиралтейства.)
(Слайд 15. Адмиралтейство)
Воспитатель. Отлично! Вторая команда, давайте расскажем о том, какие геометрические фигуры использовались для сборки Исаакиевского собора.
(Дети перечисляют, из каких фигур они собрали изображение Исаакиевского собора.)
(Слайд 16. Исаакиевский собор)
Воспитатель. Мы выполнили это задание?
Царица Математики. Да. Даю вам часть ключа (дети очередную часть картинки выкладывают на приготовленный заранее стол).
Я устала, хочу с вами поиграть.
Воспитатель. Ребята, царица не просто с нами поиграет, она дарит нам волшебную минутку путешествия во времени.
Подвижная игра «Летний сад». Развитие координации речи с движением.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». В зале гаснет свет, включается эффект звездного неба. На слайде - осенний Летний сад.)
(Слайд 17. Звездное небо; музыка)
Воспитатель. Ребята у нас волшебная минутка. Хотите узнать почему эта минутка волшебная? Нас кто-то переместил во время года, которое предшествовало зиме. Какое это время года? Это время года просит с ним поиграть.
(Слайд 18. Летний сад осенью)
Дети. Это время года – осень.
Воспитатель. А давайте вспомним подвижную игру об осени в нашем городе (Игра с движением «Летний сад»)
Воспитатель. Поиграли. А в какое время года нам нужно возвращаться?
Дети. Весна.
(Слайд 19. Звездное небо)
(Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»)
(Слайд 20. Летний сад весной)
Воспитатель. Мы вернулись снова в время года - ВЕСНА. У нас еще есть задания, Царица Математики?
Царица Математики. Да. Вот четвертое.
Четвертое задание «Ремонт моста»
Воспитатель: – Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Что нужно сделать, чтобы пройти?
Дети. Построить мост.
(Слайд 21. Один из мостов города)
Воспитатель. Это не просто построить. Это математика…
(В результате обсуждения, воспитатель подводит детей к пониманию, что необходимо построить закономерность из геометрических фигур).
Воспитатель. Мы выполнили это задание?
Царица Математики. Да. Даю вам последнюю часть ключа (дети очередную часть картинки выкладывают на стол и собирают весь пазл).
Дети. Ключ собран.
(Слайд 22. Ключ)
Царица Математики. Замечательно. Этим ключом мы откроем дверь в мое царство. Это царство находится в вашей группе. И сейчас в него мы и отправимся.
(Слайд 23. Царство Математики)
Заключительная часть – рефлексия.
Оценка работы детей.
Воспитатель. - Прежде чем отправиться в царство Математики, ребята, спросите у гостей какие задания им понравились больше всего?
- А вам что понравилось?
- Расскажите, какое задание вызвало у вас желание поиграть еще?
- Царица Математики, веди ребят в свое царство. Идите и открывайте его!