Марина Ревина
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей возрастной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать +Заказ
(с использованием современных образовательных технологий)
Программные задачи: познакомить детей с зимующими птицами; закрепить представление о жизни зимующих птиц, о сезонных явлениях в природе. Формировать активный и пассивный словарь детей. Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание им помогать.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в младшей возрастной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материал и оборудование: ноутбук, аудиозапись Вивальди «Зима», картинки с изображением снегиря, синички, воробья, вороны. Алгоритм- схема «Части тела птицы», фланелеграф, кормушка, мешочек с кормом, кукла.
Предварительная работа: рассматривание картинок из серии «Птицы»; просмотр мультфильма «Воробьишка- хвастунишка»; чтение А. Барто «Страшная птица», В. Жуковский «Птичка». На прогулке наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку.
Ход занятия:
В группу приходит кукла Маша и приносит конверт с диском.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл!
Дети: Здравствуй, Маша!
Воспитатель: Ребята, Маша очень рада всех вас видеть. А что же она нам принесла? Давайте посмотрим. Это диск. Маша сказала, что хочет послушать его вместе с нами. Ну что же, давайте послушаем?
Дети: Да, давайте!
Воспитатель включает аудиозапись Вивальди «Зима». Дети садятся на стульчики и слушают. Когда музыка заканчивается, начинается беседа.
Воспитатель: Скажите, ребята, какое сейчас время года наступило?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. А что происходит зимой в природе?
Дети: Зимой идёт снег, холодно.
Воспитатель: Верно. Зимой повсюду много снега, дуют холодные ветры. Нам, людям, никакие морозы не страшны. Мы закроемся в своих тёплых домах и забудем о холодном ветре, снегопадах, морозах. Даже дети радуются снегу: ведь можно кататься на санках, или вылепить снеговика. Но далеко не всем так хорошо зимой! Многие живые существа буквально борются за выживание. В первую очередь это относится к птицам. Самое страшное для птиц- не холод, самое страшное- голод. Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы. Что они едят?
Дети: Бабочек, стрекоз, различных жучков- паучков.
Воспитатель: Правильно. Зимой все бабочки, жучки прячутся, корма нет, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть. Как можно помочь птицам?
Дети: Их нужно кормить.
Воспитатель: Верно. Люди должны помогать птицам. Для этого нужно развешивать на деревьях кормушки с хлебными крошками, салом, зёрнышками. А сейчас давайте с вами посмотрим, каким птицам нужно помогать зимой.
Показ слайдов на ноутбуке.
Воспитатель: Какая красивая птичка! А зовут её снегирь. Слайд 1. Как называется эта птичка?
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Молодцы. Каким цветом грудка у снегиря?
Дети: Красная.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, к нам прилетела ещё птичка, её зовут синичка. Слайд 2. Повторите.
Дети: Синичка.
Воспитатель: Какая грудка у синички?
Дети: Жёлтая.
Воспитатель: А эта птица большая, чёрная… Слайд 3.
Дети: Ворона.
Воспитатель: Как кричит ворона?
Дети: «Карр-карр!»
Воспитатель: Какая ворона?
Дети: Большая, чёрная, сердитая.
Воспитатель: Покажите мне, как сердится ворона.
Дети изображают ворону, передавая её грозный вид.
Воспитатель: Ребята, на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная! Поэтому она так сердится. Ребята, если бы ворона умела говорить, что бы она нам сказала?
Дети: Кар-Кар! Холодно, дайте крошек!
Воспитатель: Правильно, ребята. Ворона голодная и мы обязательно покормим её. А кто это маленький, серенький? Слайд 4.
Дети: Воробей.
Воспитатель: Как чирикает воробей?
Дети: «Чик- чирик!»
Воспитатель: Что же с ним случилось?
Дети: Он замёрз, хочет кушать.
Аудиозапись «Звуки зимней вьюги».
Воспитатель: Да, ребята, он замёрз, потому что зимой дует холодный ветер. Слышите, как вьюга завывает? У-У-У…
Дети: У-У-У!
Воспитатель: Как холодно воробушку зимой на веточке! А-А-А!
Дети: А-А-А!
Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой (метод эмпатии).
Пластический этюд «Воробышек»:
У воробушка головушка замёрзла, (обхватить руками голову и
Ох, как замёрзла! покачивать ею из стороны в сторону).
Ох, как замёрзла!
У воробушка спинушка (положить руки на спину и
Ох, как замёрзла! раскачиваться).
Ох, как замёрзла!
У воробушка крылышко (погладить левой рукой правую руку).
Ох, как замёрзло!
Ох, как замёрзло!
У воробушка лапки (разглаживать рукой ножки).
Ох, как замёрзли!
Ох, как замёрзли!
Воспитатель: Вот теперь мы узнали, как холодно птичкам зимой и как трудно им найти корм. Всех тех птиц, которые никуда не улетают зимой, называют зимующими птицами.
Работа с алгоритмом «Части тела птицы» (на фланелеграфе).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на схему. Давайте расскажем кукле Маше, что вы видите на схеме?
Дети: Голова, хвост, лапки, крыло, пёрышки.
Воспитатель: Кому они принадлежат?
Дети: Птичкам.
Воспитатель: Правильно, это части тела птицы. Ребята, давайте поиграем в игру «Что у человека, что у птицы?» будьте внимательны. Маша, ты тоже можешь с нами играть.
Воспитатель: У человека голова, а у птицы…
Дети: Голова (показывают вместе с куклой).
Воспитатель: У человека руки, а у птицы…
Дети: Крылья.
Воспитатель: У человека ноги, а у птицы…
Дети: Лапки.
Воспитатель: У человека волосы, а у птицы…
Дети: перья.
Воспитатель: У птицы хвост, а у человека…
[b]Дети: Нет хвоста.
Воспитатель: [/b]Молодцы, вы все правильно отвечали. А теперь давайте немного отдохнём.
Проводится физкультминутка «Сказочные птицы».
Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками хлопать себя по бокам,
Сказочные птицы. (показывают грудку руками,
Распустили пёрышки, (потряхивать кистями опущенных рук,
Греются на солнышке,
Головой вертят, (повороты головы влево- вправо)
Улететь хотят.
Улетели! Улетели! (бегут по кругу, взмахивают руками).
За метелью, за метелью!
Воспитатель: Ой, ребята, а где же наши птички? Что-то не видно… наши птички улетели. Нет снегиря, синички, вороны, воробья. Где они спрятались? Посмотрите под столом, на стуле, за стулом.
Дети выполняют указания. В это время на мониторе появляется картинка с изображением птиц на кормушке, под ёлкой, на ветке.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Машей скажем, где находятся наши птицы.
Дети: Воробей сидит под ёлочкой.
Ворона сидит за кустом.
Синичка сидит на кормушке.
Снегирь сидит на ветке.
Воспитатель: Ребятки, наши птички замёрзли, давайте их согреем своим дыханием.
Дети плавно выдыхают воздух с произношением согласного звука «х», сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы всё правильно делаете. Видишь, Маша, какие умные и заботливые у нас детки. А сейчас давайте с вами оденемся и пойдём кормить птичек.
Дети одеваются, воспитатель берёт с собой мешочек с кормом. Кукла Маша тоже идет на прогулку и там вместе с детьми кладёт корм в кормушку.