ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы». Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: формировать элементарные представления о зимующих птицах (снегире, синице, воробье, сороке, вороне, голубе, галке, свиристеле, об их внешнем виде и подкормке в зимнее время, познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Галка и кувшин», закрепить знание произведений о птицах.
Публикация «Конспект интегрированного занятия на тему „Зимующие птицы“, Чтение рассказа Л, Н, Толстого „Галка и кувшин“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Толстой Л.Н.
- Темочки
Задачи:
1. Познакомить с зимующими птицами, с их особенностями, обогащать словарь: зимующие, перелётные птицы, кормушка.
2. Развивать интерес к экспериментированию, к наблюдению за птицами, внимание, память.
3. Воспитывать экологическую культуру при развешивании кормушек, бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Оборудование: презентация, иллюстрации зимующих птиц, 2х домашних птиц, 2х перелётных, различных видов кормушек, перья птиц, корм для птиц.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
2. Рассказ о зимующих птицах с показом иллюстраций и презентации.
- Какое сейчас время года? (ЗИМА). Сегодня мы поговорим о птицах, и о том, как им выжить в холодное зимнее время.
- Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (у них есть крылья, перья, клюв, 2 ноги). - Кто из вас помнит, как называют птиц, которые с приходом осени улетают в тёплые края? (перелётные).
- Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края? (зимующие)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (пищуха, поползень, корольки, клёст, дятел и др.)
Посмотрите на картинку, кто знает, как называется эта птица? Это – снегирь - маленькая птица, у нее красная грудка, есть голова, на ней – клюв, глазки, еще есть крылья, хвост, лапки. Очень любит клевать ягоды рябины. Также рябиной любят лакомиться – свиристели. Они прилетают к нам из северных стран и остаются на всю зиму. Это очень нарядная птица с хохолком на голове. Поют они негромко, обычно посвистывают, поэтому их песню прозвали прозвали свиристелями.
Маленькую птичку с жёлтой грудкой называют синицей. Лакомством для неё считается несолёное сало. Это – ворона, она большая птица черного цвета, с серой грудкой, у нее на голове большой клюв, есть крылья, хвост, большие лапы. Она очень громко кричит. - Какие вы знаете сказки, в которых рассказывается про ворон? (Басня И. А. Крылова «Ворона и лиса». Г. Х. Андерсен. Снежная королева.)
Эту маленькая птичку с коричневыми перышками, конечно все знают. Посмотрите на фото и скажите, как она называется? (воробей). Они летают небольшими стайками, перепрыгивают с ветки на ветку и чирикают. – Какой рассказ М. Горького про эту птицу мы с вами читали? Как он назывался? («Воробьишко»).
По размеру больше воробья сорока, у неё длинный хвост с чёрными перьями, а по бокам у неё белые пёрышки. Как сороку называют в сказках? (белобока). Какие качества ей приписывают в сказках и потешках? (болтунья, сплетница).
Это – галка. (Показ картинки). Размером она примерно с голубя (33 см, черная с серыми шеей и верхом головы. Само название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка, гал-ка», а также каркает по-вороньему. Звонкое «кау» или «кья». Попробуйте сами произнести «кау». (Звукоподражание). Живут они в лесах и парках, селятся и рядом с человеком. Это очень сообразительные птицы. Послушайте рассказ о ней.
Рассказ Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.
Давайте проверим, получится ли у нас так, как у галки в рассказе.
Экспериментирование (высокая баночка с водой на дне; камушки в миске). Дети по очереди бросают мелкие камни в баночку и проверяют, поднимается ли к горлышку вода.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию» :
1. Это маленькие подвижные птички в холодную погоду сидят плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Их часто можно увидеть в городах и посёлках, у них перья коричневого цвета и короткие округлые крылья (воробьи).
2. Это красивая птица с чёрной шапочкой на голове, с белыми щеками и чёрной полоской как галстучек на шее и с желтым брюшком (синица).
3. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные, а брюшко красное. Эта птица любит кушать ягоды рябин (снегирь).
Физкультминутка «Вороны»
1. Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны. Кар-кар-кар (громко, кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают. Кар-кар-кар (тихо) (дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
2. Воробьишки - воробьи, маленькие пташки,
И. п. – о. с. Руки согнуты в локтях, ладони под мышками. Движения локтями вниз, в стороны.
Надевайте поскорей новые рубашки.
Наклоны вперед с потягиванием ног и тела от ступней до плеч.
В гости вас ворона ждет, пироги для вас печет.
Ноги на ширине плеч, повороты в стороны с разведением рук в стороны вправо, влево.
Поскорей, поскорей в гости вы летите к ней! Прыжки вокруг себя вправо, влево.
У всех птиц есть перья (показываю, они лёгкие, мягкие, у других животных перьев нет. Перья – это одежда птиц, они спасают её от ушибов, от холода и жары, их цвет спасает птицу от врагов.
Самое страшное для птиц зимой не холод, а голод. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное время.
– Чем человек может помочь зимующим птицам? (регулярно насыпать им корм в кормушки).
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода!
Кормушки для птиц бывают самые разные из различных материалов: дерева, пластмассы, картона. – Посмотрите внимательно, что есть у кормушки? (у неё есть дно, куда насыпают корм: зернышки, семечки, хлебные крошки. У нее есть крыша, которая укрывает корм от снега. Еще у кормушки есть веревочка, за которую ее подвешивают за дерево, потому что птички летают высоко, там им легче будет увидеть корм, а еще на дереве им никто не помешает клевать зернышки – ни кошки, ни собаки их не достанут). Укрепляя кормушку нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно и нужно регулярно очищать её от снега.
– А знаете ли вы, как правильно подкармливать птиц? Зимой клади птицам на кормушку :
семена подсолнечника, проса, арбуза, дыни, тыквы; семена сорняков: лебеды, крапивы, репейника; плоды и семена деревьев и кустарников; крошки белого хлеба, несолёное сало;
НЕЛЬЗЯ КОРМИТЬ чёрным хлебом, солёным салом, перловкой, горохом.
Закрепление полученных знаний.
Задание: из предложенного корма (разные его виды) выбрать только тот, которым разрешается подкармливать зимующих птиц.
1. Игра «Кто здесь лишний» (среди иллюстраций с изображением зимующих птиц размещаю домашнюю птицу, перелётную). Дети находят лишнюю картинку, и объясняют, почему она лишняя.
2. Сейчас я загадаю вам загадки о птицах :
1) Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)
2) Как лиса среди зверей, эта птичка всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона)
3) Угадай, какая птица, бойкая, задорная,
Ловкая, проворная, звонко тенькает: тень-тень.
Как ой хороший зимний день! (синица)
4) Кто летает, кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (сорока)
5) Угадайте, эта птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (воробей)
3. Игра на развитие памяти «Какая зимующая птица улетела?» (дети закрывают глаза, в это время убирается 1 картинка с изображением птицы).
4. «Где ошибка?». Если услышите ошибку, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи…-Что неправильно? (мухи). Мухи - это кто?
-Аисты, вороны, галки, макароны… - Что не так?
Голуби, куницы.
Страусы, чижи.
Чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки – Где ошибка?
Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы. – Все вы молодцы!
- О каких зимующих птицах рассказано в этом стихотворении? (голуби, синицы, галки, вороны).
Итог занятия.
- О каких птицам мы с вами сегодня говорили? (о зимующих). Почему мы их так называем?
- Как люди помогают зимующим птицам?
- Как называется «птичья столовая»? Из чего можно изготовить кормушки? Каких птиц мы можем увидеть у наших кормушек?
Поощрение всех детей за работу.
Рефлексия. – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные во время НОД знания?