МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительная шиншилла» для детей старшего дошкольного возраста

Фатеева Наталья
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительная шиншилла» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширить представления детей о домашних животных, познакомить с шиншиллой.

Задачи:

1. Образовательные:

- сформировать представление о шиншиллах, как о домашних животных;

- познакомить с местом обитания шиншилл, их внешним видом, способом питания, особенностями поведения;

- формировать навыки ухода за животным в домашних условиях;

- закрепит навыки конструирования из крупного конструктора;

- учить отчетливо произносить шипящий звук «Ш», подбирать слова с заданным звуком;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Удивительная шиншилла“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- закрепить умение выделять признаки шиншиллы.

2. Развивающие :

- развивать   познавательный  интерес, внимание, память, мышление, восприятие детей;

-  активизировать речь детей, расширять их словарный запас, ввести понятие «вибриссы»;

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное  и заботливое отношение к домашним животным;

- воспитывать чувство прекрасного и стремление к гармоничным взаимоотношениям в системе «природа-общество».

Предполагаемый результат:

- дошкольники получат представление о шиншилле, месте его обитания и образе жизни;

- закрепят представления о строении и отдельных частях тела, обогатят словарный запас по теме;

- узнают интересные факты о грызуне;

- сформирует представление о необходимости заботы за животными, которые в этом нуждаются, и понимание об уникальности каждого зверя.

Активизация словаря: Южная Америка, Анды, заморский, вибриссы, дикие и домашние животные, одомашнить, норы, расщелины, колонии, собратья, Красная книга, уединенный образ жизни, злаки, бобы, мхи, кустарники, купалка.

Оборудование: конверт, изображения рыси и домашней кошки, презентация, красная книга, клетка, корм, мяч, крупный конструктор «Лего».

Ход совместной образовательной деятельности:

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в детский сад, я нашла конверт, на нем написано: «Посылка для детей подготовительной группы». Давайте скорее откроем его и узнаем, что в нем? (педагог мотивирует детей действовать. Из конверта воспитатель достает два изображения- рысь и кошка, показывает детям и читает стихотворение)

Как животных в мире много

Грозных, добрых и смешных.

Все идут своей дорогой,

Кто с людьми, а кто без них.

Воспитатель: Смотрите, ребята, две фотографии. Что на них изображено? (рысь, кошка). Как вы думаете, на какую мысль нас наталкивает это стихотворение и изображение животных? (Ответы детей : Рысь – это дикое животное, а кошка – домашнее. Животные бывают дикими и одомашненными).

-Абсолютно верно. Нас с вами окружает большое количество животных, одни находятся рядом с человеком, становясь настоящими друзьями, другие предпочитают более скрытый и уединенный образ жизни. Каких животных называют домашними? (Ответы детей : Домашние животные давно живут рядом с человеком, поэтому не могут обходиться без его помощи. Они разучились сами добывать себе корм, строить жилье и защищаться от врагов. Человек строит для домашних животных жилище, кормит, ухаживает, а взамен получает какую-либо пользу)

Воспитатель: Верно. Чем дикие животные отличаются от домашних животных?

(Ответы детей : Дикие животные сами о себе заботятся, в помощи человека не нуждаются)

Воспитатель: Верно сказано. Расскажите, какие домашние животные есть у вас? А если у вас животного нет, кого бы хотели завести? (ответы детей)

- Какие интересные у вас питомцы. Я уверена рядом с вами ваше животное очень счастливо!

Основная часть.

Педагог просит детей пройти и сесть на стульчики. Затем обращается к детям:

- Сегодня мы с вами познакомимся с интересным, заморским животным. А заморским его называют потому, что родина этого зверька далеко-далеко за морями и океанами, а именно Анды, которые располагаются в Южной Америке (презентация, слайд №1). Анды — это самая длинная горная цепь в мире. (презентация, слайд №2) Значит мы можем сделать вывод, что наш зверек живет в горах, а значит он дикий! Но не стоит переживать, этого дикого животного человек смог приручить и некоторые породы этого вида получилось одомашнить. У меня дома он живет в большой деревянной клетке (презентация, слайд №3). Имеет этот зверек очень пушистый мех, который помогает им согреться даже в сильный холод. (презентация, слайд №4)

-Что это за зверь такой, ребята? Кто уже знаком с ним? (Педагог выслушивает ответы детей) Это шиншилла! (презентация, слайд №5) Шиншилла является грызуном, как скажем мышь или крыса. Всё, что его окружает в доме, он любит грызть - тапки, шнуры, мебель, одежду… поэтому за ним надо внимательно следить. Но делает он это не со зла. Зубы у шиншилл так устроены, что они постоянно растут и причиняют боль. Ему приходится постоянно грызть и стачивать их, чтоб они сильно не увеличивались в размере. В клетке всегда должен быть специальный камень для стачивания зубов, который можно приобрести в любом зоомагазине (презентация, слайд №6)

Воспитатель: В названии этого животного мы можем услышать повторяющийся звук. Давайте его найдем. Произнесем вместе – «шиншилла».

(Ответы детей  : Это звук «ш»)

Воспитатель: Верно подмечено. Вставайте в круг, передавайте друг другу мяч и называйте любое слово со звуком «ш» (игра проводится с мячом, дети передают его друг другу).

Воспитатель: Отлично справились!

Педагог просит детей пройти и сесть на стульчики.

Мою шиншиллу зовут Грей. Он мальчик. Выглядит очень мило и забавно. У него большие уши, длинные усы, еще их называют – вибриссы (давайте вместе повторим это слово «вибриссы»). Даже у кошки и собаки усы тоже называются вибрисами, потому что это не просто усы, а орган осязания, как у человека кожа. С помощью вибрисов животные могут лучше видеть и слышать. Как вы поняли, что такое вибриссы? Еще у шиншиллы есть пушистый хвост, он служит для равновесия (презентация, слайд №7) В естественной среде шиншилла живет в расщелинах скал, под камнями или роет норы. (презентация, слайд №8). На данный момент шиншиллы занесены в Красную книгу. А вы знаете о такой книге?

(Ответы детей : В красной книге записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля; Не случайно у книги красная обложка. Этот цвет является сигналом тревоги и опасности. Воспитатель показывает книгу, обращает внимание на ее размер, толщину и подталкивает к мысли, что исчезающих растений и животных много)

Воспитатель: Правильно. Шиншиллы живут колониями и становятся активными в ночное время суток. В природе шиншиллы питаются различными травянистыми растениями (злаки, бобы, мхи, лишайники, кустарники, кактусы, кора деревьев) и насекомыми. (презентация, слайд №9) Кроме этого шиншиллы очень любят сено. Его можно заготовить самостоятельно, а можно приобрести сено в зоомагазине. (педагог показывает фотографию – приложение №10) Кормить шиншиллу следует 1 раз в день. Еда и вода всегда должны быть свежими. Воду следует давать фильтрованную или кипяченую. Особенно шиншиллы любят изюм, курагу, сушеные яблоки, груши и шиповник. Но такие лакомства следует давать не часто. Запрещено давать шиншилле пищу с собственного стола (хлеб, печенье и прочее). (презентация, слайд №11). По своей природе шиншилла очень подвижный зверь, он очень ловко прыгает и быстро бегает. (презентация, слайд №12). Здорово, правда? Такой быстрый зверек! Приглашаю вас тоже попрыгать как шиншилла.

(Педагог просит стать детей врассыпную для удобства выполнения движений)

Физкультминутка «Шустрая шиншилла»

Физзарядкой ей не лень

Заниматься каждый день (руки в вверх, вниз)

С одной горки, прыгнув влево (руки на поясе прыжок влево,

На траву она присела, (присесть)

А потом скорее вправо, (встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась а потом (покружиться на месте)

В норку спряталась бегом. (присесть «спрятаться»)

-А вот интересные факты о шиншиллах :

• На передних лапках у питомец 5 пальцев, в то время как на задних конечностях – 4. (презентация, слайд №13).

• Во время еды зверёк приседает и держит вкусность передними лапками. (презентация, слайд №14)

• Благодаря строению слухового аппарата эти животные могут слышать звуки, которые являются недоступными для человеческого восприятия.

• Помните, что по своей природе шиншилла нежное пугливое существо и не любит громких звуков. Будьте аккуратными в обращении с шиншиллой и не пугайте её, это может привести к стрессу, а иногда даже и к болезням.

• Приручить шиншиллу не так просто. В большинстве своем шиншилла не сильно нуждается во внимании и общении с хозяином. Главное не пытайтесь брать зверька на руки против его воли. В скором времени прирученный зверек будет смело находиться у Вас на руках или сидеть на плече.

А еще со мной дома живет кошка Ася. (презентация, слайд №15). Сначала я переживала за их отношения, ведь все кошки хищницы, но мои питомцы быстро подружились и иногда играют вместе. (презентация, слайд №16)

Неожиданно раздается стук в дверь. Воспитатель привлекает внимание детей и интересуется, откуда идет звук. (Ответы детей : за дверью, в приемной)

В группу заходит эколенок с корзиной в руках.

Эколенок: Здравствуйте, ребята. Сегодня я шел мимо вашего детского сада, как вдруг под елкой услышал шорох. Смотрю, а там корзина стоит, и что-то в этой корзине шевелится и бегает. Вот и решил, что самые старшие дети в этом саду точно знают, кто же это.

Эколенок предает корзину педагогу. Воспитатель открывает корзину и достает шиншиллу. Педагог вступает в диалог с детьми и зада т наводящие вопросы: кто это, какие факты о нём известны, чем он питается).

Эколенок: - Очень интересно, в нашем лесу такого животного не увидишь! Таким знающим ребят можно его оставить, вы о нем позаботитесь хорошо. Еще, помнится мне, я в книге читал о них много интересного. У этого зверя есть один секрет – он очень боится воды. Так как у шиншиллы очень густой мех, при намокании он долго сохнет, из-за чего животное может простыть и погибнуть. Но как же поддерживать такую красивую шубку в чистоте? Как вы думаете, ребята? Как можно искупаться без воды? (Ответы детей) На этот вопрос мы с вами может ответить, если понаблюдаем за шиншиллой. Для начала давайте построим небольшой загон для нашего животного. (Совместная деятельность с детьми, постройка загонов из крупного конструктора «Лего»). Воспитатель помещает в загон шиншиллу, а эколенок туда же ставит купалку с песком, шиншилла купается в песке) Наблюдение за поведением животного

Воспитатель: Вот так купается шиншилла. Это специальный песок, который отлично чистит шерсть животного. И она снова становится мягкой и гладкой. Для принятия песочных ванн шиншилле требуется специальная емкость – купалка. Если питомец купается в открытой емкости, песок будет рассыпаться не только по клетке, но и вокруг нее. Поэтому в качестве купалки нужно подобрать посуду с высокими стенками.

Заключительная часть.

Воспитатель: Спасибо тебе, эколенок. Нам было очень интересно узнать что-то новое, правда ребята?

Эколенок: Животные – это чудо природы. И в наших руках это чудо сохранить. Есть такая пословица: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ваш питомец будет счастлив, если вы будете о нем заботиться, оказывать ему необходимую помощь. И всё нужно делать правильно. Если вам нужна помощь по уходу за вашим питомцем, вам поможет ветеринар. Вы, я уверен, знаете кто это? (врач, лечащий животных) Забота – это то, что нужно и растениям и животным. И тогда Красная книга станет тоньше. А мне уже пора обратно в лес, весной там очень много работы. До свидания, ребята! (Эколенок прощается, уходит)

Воспитатель: А мы с вами построим лабиринт и еще понаблюдаем за шиншиллой. И убедимся в том, что зверь этот очень подвижен.

Дети совместно строят лабиринт из картонных коробок, на предполагаемых путях перемещения животного располагают лакомства для него: веточка от яблони, орех, сушеное яблоко. Наблюдают за движениями, повадками шиншиллы.

Рефлексия.

- Вам понравилось знакомство с шиншиллой?

-Если вам было легко и интересно, вы узнали много нового для себя, то выставите ладошку для «пятерки». А если было сложно и непонятно – топните. Что удивило вас больше всего в поведении этого животного? Вы бы хотели завести такого зверька у себя дома?

В завершении дня была проведена фотосессия с удивительным зверьком.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки. Задачи: создать условия для ознакомления детей с достижением человечества –.

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление представления детей о безопасности жизнедеятельности. Задачи: учить детей правильно вести себя в быту и на улице; формировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста Тема "Удивительный воздух" Программное содержание. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное.

Конспект занятия по познавательному развитию «23 февраля — День защитников Отечества» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «23 февраля — День защитников Отечества» для старшего дошкольного возраста Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества. Задачи: - Развивать познавательный интерес, память, воображение,.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню циркаКонспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню цирка Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке. Задачи: Образовательные: Обогащать и расширять знания детей о профессиях.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительная шиншилла» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 августа 2023 в 13:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительная шиншилла» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Фатеева Наталья (УИ 1569656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД