Фатеева Наталья
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительная шиншилла» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей о домашних животных, познакомить с шиншиллой.
Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать представление о шиншиллах, как о домашних животных;
- познакомить с местом обитания шиншилл, их внешним видом, способом питания, особенностями поведения;
- формировать навыки ухода за животным в домашних условиях;
- закрепит навыки конструирования из крупного конструктора;
- учить отчетливо произносить шипящий звук «Ш», подбирать слова с заданным звуком;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
- закрепить умение выделять признаки шиншиллы.
2. Развивающие :
- развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, восприятие детей;
- активизировать речь детей, расширять их словарный запас, ввести понятие «вибриссы»;
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним животным;
- воспитывать чувство прекрасного и стремление к гармоничным взаимоотношениям в системе «природа-общество».
Предполагаемый результат:
- дошкольники получат представление о шиншилле, месте его обитания и образе жизни;
- закрепят представления о строении и отдельных частях тела, обогатят словарный запас по теме;
- узнают интересные факты о грызуне;
- сформирует представление о необходимости заботы за животными, которые в этом нуждаются, и понимание об уникальности каждого зверя.
Активизация словаря: Южная Америка, Анды, заморский, вибриссы, дикие и домашние животные, одомашнить, норы, расщелины, колонии, собратья, Красная книга, уединенный образ жизни, злаки, бобы, мхи, кустарники, купалка.
Оборудование: конверт, изображения рыси и домашней кошки, презентация, красная книга, клетка, корм, мяч, крупный конструктор «Лего».
Ход совместной образовательной деятельности:
Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в детский сад, я нашла конверт, на нем написано: «Посылка для детей подготовительной группы». Давайте скорее откроем его и узнаем, что в нем? (педагог мотивирует детей действовать. Из конверта воспитатель достает два изображения- рысь и кошка, показывает детям и читает стихотворение)
Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Воспитатель: Смотрите, ребята, две фотографии. Что на них изображено? (рысь, кошка). Как вы думаете, на какую мысль нас наталкивает это стихотворение и изображение животных? (Ответы детей : Рысь – это дикое животное, а кошка – домашнее. Животные бывают дикими и одомашненными).
-Абсолютно верно. Нас с вами окружает большое количество животных, одни находятся рядом с человеком, становясь настоящими друзьями, другие предпочитают более скрытый и уединенный образ жизни. Каких животных называют домашними? (Ответы детей : Домашние животные давно живут рядом с человеком, поэтому не могут обходиться без его помощи. Они разучились сами добывать себе корм, строить жилье и защищаться от врагов. Человек строит для домашних животных жилище, кормит, ухаживает, а взамен получает какую-либо пользу)
Воспитатель: Верно. Чем дикие животные отличаются от домашних животных?
(Ответы детей : Дикие животные сами о себе заботятся, в помощи человека не нуждаются)
Воспитатель: Верно сказано. Расскажите, какие домашние животные есть у вас? А если у вас животного нет, кого бы хотели завести? (ответы детей)
- Какие интересные у вас питомцы. Я уверена рядом с вами ваше животное очень счастливо!
Основная часть.
Педагог просит детей пройти и сесть на стульчики. Затем обращается к детям:
- Сегодня мы с вами познакомимся с интересным, заморским животным. А заморским его называют потому, что родина этого зверька далеко-далеко за морями и океанами, а именно Анды, которые располагаются в Южной Америке (презентация, слайд №1). Анды — это самая длинная горная цепь в мире. (презентация, слайд №2) Значит мы можем сделать вывод, что наш зверек живет в горах, а значит он дикий! Но не стоит переживать, этого дикого животного человек смог приручить и некоторые породы этого вида получилось одомашнить. У меня дома он живет в большой деревянной клетке (презентация, слайд №3). Имеет этот зверек очень пушистый мех, который помогает им согреться даже в сильный холод. (презентация, слайд №4)
-Что это за зверь такой, ребята? Кто уже знаком с ним? (Педагог выслушивает ответы детей) Это шиншилла! (презентация, слайд №5) Шиншилла является грызуном, как скажем мышь или крыса. Всё, что его окружает в доме, он любит грызть - тапки, шнуры, мебель, одежду… поэтому за ним надо внимательно следить. Но делает он это не со зла. Зубы у шиншилл так устроены, что они постоянно растут и причиняют боль. Ему приходится постоянно грызть и стачивать их, чтоб они сильно не увеличивались в размере. В клетке всегда должен быть специальный камень для стачивания зубов, который можно приобрести в любом зоомагазине (презентация, слайд №6)
Воспитатель: В названии этого животного мы можем услышать повторяющийся звук. Давайте его найдем. Произнесем вместе – «шиншилла».
(Ответы детей : Это звук «ш»)
Воспитатель: Верно подмечено. Вставайте в круг, передавайте друг другу мяч и называйте любое слово со звуком «ш» (игра проводится с мячом, дети передают его друг другу).
Воспитатель: Отлично справились!
Педагог просит детей пройти и сесть на стульчики.
Мою шиншиллу зовут Грей. Он мальчик. Выглядит очень мило и забавно. У него большие уши, длинные усы, еще их называют – вибриссы (давайте вместе повторим это слово «вибриссы»). Даже у кошки и собаки усы тоже называются вибрисами, потому что это не просто усы, а орган осязания, как у человека кожа. С помощью вибрисов животные могут лучше видеть и слышать. Как вы поняли, что такое вибриссы? Еще у шиншиллы есть пушистый хвост, он служит для равновесия (презентация, слайд №7) В естественной среде шиншилла живет в расщелинах скал, под камнями или роет норы. (презентация, слайд №8). На данный момент шиншиллы занесены в Красную книгу. А вы знаете о такой книге?
(Ответы детей : В красной книге записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля; Не случайно у книги красная обложка. Этот цвет является сигналом тревоги и опасности. Воспитатель показывает книгу, обращает внимание на ее размер, толщину и подталкивает к мысли, что исчезающих растений и животных много)
Воспитатель: Правильно. Шиншиллы живут колониями и становятся активными в ночное время суток. В природе шиншиллы питаются различными травянистыми растениями (злаки, бобы, мхи, лишайники, кустарники, кактусы, кора деревьев) и насекомыми. (презентация, слайд №9) Кроме этого шиншиллы очень любят сено. Его можно заготовить самостоятельно, а можно приобрести сено в зоомагазине. (педагог показывает фотографию – приложение №10) Кормить шиншиллу следует 1 раз в день. Еда и вода всегда должны быть свежими. Воду следует давать фильтрованную или кипяченую. Особенно шиншиллы любят изюм, курагу, сушеные яблоки, груши и шиповник. Но такие лакомства следует давать не часто. Запрещено давать шиншилле пищу с собственного стола (хлеб, печенье и прочее). (презентация, слайд №11). По своей природе шиншилла очень подвижный зверь, он очень ловко прыгает и быстро бегает. (презентация, слайд №12). Здорово, правда? Такой быстрый зверек! Приглашаю вас тоже попрыгать как шиншилла.
(Педагог просит стать детей врассыпную для удобства выполнения движений)
Физкультминутка «Шустрая шиншилла»
Физзарядкой ей не лень
Заниматься каждый день (руки в вверх, вниз)
С одной горки, прыгнув влево (руки на поясе прыжок влево,
На траву она присела, (присесть)
А потом скорее вправо, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась а потом (покружиться на месте)
В норку спряталась бегом. (присесть «спрятаться»)
-А вот интересные факты о шиншиллах :
• На передних лапках у питомец 5 пальцев, в то время как на задних конечностях – 4. (презентация, слайд №13).
• Во время еды зверёк приседает и держит вкусность передними лапками. (презентация, слайд №14)
• Благодаря строению слухового аппарата эти животные могут слышать звуки, которые являются недоступными для человеческого восприятия.
• Помните, что по своей природе шиншилла нежное пугливое существо и не любит громких звуков. Будьте аккуратными в обращении с шиншиллой и не пугайте её, это может привести к стрессу, а иногда даже и к болезням.
• Приручить шиншиллу не так просто. В большинстве своем шиншилла не сильно нуждается во внимании и общении с хозяином. Главное не пытайтесь брать зверька на руки против его воли. В скором времени прирученный зверек будет смело находиться у Вас на руках или сидеть на плече.
А еще со мной дома живет кошка Ася. (презентация, слайд №15). Сначала я переживала за их отношения, ведь все кошки хищницы, но мои питомцы быстро подружились и иногда играют вместе. (презентация, слайд №16)
Неожиданно раздается стук в дверь. Воспитатель привлекает внимание детей и интересуется, откуда идет звук. (Ответы детей : за дверью, в приемной)
В группу заходит эколенок с корзиной в руках.
Эколенок: Здравствуйте, ребята. Сегодня я шел мимо вашего детского сада, как вдруг под елкой услышал шорох. Смотрю, а там корзина стоит, и что-то в этой корзине шевелится и бегает. Вот и решил, что самые старшие дети в этом саду точно знают, кто же это.
Эколенок предает корзину педагогу. Воспитатель открывает корзину и достает шиншиллу. Педагог вступает в диалог с детьми и зада т наводящие вопросы: кто это, какие факты о нём известны, чем он питается).
Эколенок: - Очень интересно, в нашем лесу такого животного не увидишь! Таким знающим ребят можно его оставить, вы о нем позаботитесь хорошо. Еще, помнится мне, я в книге читал о них много интересного. У этого зверя есть один секрет – он очень боится воды. Так как у шиншиллы очень густой мех, при намокании он долго сохнет, из-за чего животное может простыть и погибнуть. Но как же поддерживать такую красивую шубку в чистоте? Как вы думаете, ребята? Как можно искупаться без воды? (Ответы детей) На этот вопрос мы с вами может ответить, если понаблюдаем за шиншиллой. Для начала давайте построим небольшой загон для нашего животного. (Совместная деятельность с детьми, постройка загонов из крупного конструктора «Лего»). Воспитатель помещает в загон шиншиллу, а эколенок туда же ставит купалку с песком, шиншилла купается в песке) Наблюдение за поведением животного
Воспитатель: Вот так купается шиншилла. Это специальный песок, который отлично чистит шерсть животного. И она снова становится мягкой и гладкой. Для принятия песочных ванн шиншилле требуется специальная емкость – купалка. Если питомец купается в открытой емкости, песок будет рассыпаться не только по клетке, но и вокруг нее. Поэтому в качестве купалки нужно подобрать посуду с высокими стенками.
Заключительная часть.
Воспитатель: Спасибо тебе, эколенок. Нам было очень интересно узнать что-то новое, правда ребята?
Эколенок: Животные – это чудо природы. И в наших руках это чудо сохранить. Есть такая пословица: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ваш питомец будет счастлив, если вы будете о нем заботиться, оказывать ему необходимую помощь. И всё нужно делать правильно. Если вам нужна помощь по уходу за вашим питомцем, вам поможет ветеринар. Вы, я уверен, знаете кто это? (врач, лечащий животных) Забота – это то, что нужно и растениям и животным. И тогда Красная книга станет тоньше. А мне уже пора обратно в лес, весной там очень много работы. До свидания, ребята! (Эколенок прощается, уходит)
Воспитатель: А мы с вами построим лабиринт и еще понаблюдаем за шиншиллой. И убедимся в том, что зверь этот очень подвижен.
Дети совместно строят лабиринт из картонных коробок, на предполагаемых путях перемещения животного располагают лакомства для него: веточка от яблони, орех, сушеное яблоко. Наблюдают за движениями, повадками шиншиллы.
Рефлексия.
- Вам понравилось знакомство с шиншиллой?
-Если вам было легко и интересно, вы узнали много нового для себя, то выставите ладошку для «пятерки». А если было сложно и непонятно – топните. Что удивило вас больше всего в поведении этого животного? Вы бы хотели завести такого зверька у себя дома?
В завершении дня была проведена фотосессия с удивительным зверьком.