Ирина Бабичева
Конспект занятия по познавательному развитию «Я — Человек» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизировать мыслительную деятельность ребенка – самопознание собственной личности.
Задачи:
1. Продолжать учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различии людей, отличие человека от животного.
2. Формировать представления детей о себе как о человеке, о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок – дошкольник, подросток, взрослый человек и старый человек); развивать навыки самообследования.
3. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Я — Человек“ в средней группе» размещена в разделах
Материалы и оборудование: большое зеркало; маленькое солнышко; мягкая игрушка кошка; картинки по теме; кукла Оля и Ваня; схемы развития человека.
Ход занятия
Дети садятся на коврик в кружок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Солнышко)
Давайте поздороваемся с солнышком.
Солнышко хочет с вами поиграть.
Игра «Солнышко»
Передаем солнышко по кругу
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с солнышком.
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку.
На земле он всех сильней.
Потому что всех умней. (Человек)
Воспитатель: Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а мы можем Никиту назвать человеком? А Настю?
Ответы детей.
Воспитатель: А как можно назвать Таню? Кто она? (Человек)
Воспитатель: А Рома кто? Тоже – человек. И я человек, и Оксана тоже.
А все вместе мы кто? (Люди)
Ответы детей.
Воспитатель: Когда один – называют «человек», когда много – «люди»!
Дети рассматривают картинки и повторяют понятия.
- Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они чем то похожи друг на друга, а чем то отличаются. А кто скажет, чем люди похожи друг на друга?
Ответы детей.
Воспитатель: У всех людей есть голова, туловище, руки, ноги. У каждого из вас тоже есть свое тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.
Дети встают напротив зеркала повторяют названия частей тела и показывают руками.
Воспитатель: Посмотрите, мое тело похоже на Катино, на Машино, мы все с вами похожи, потому что мы с вами – люди!
А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у Сережи.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, все люди похожи друг на друга, у нас одинаковое тело.
А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека?
Ответы детей.
За дверью раздается мяуканье кошки. Воспитатель заносит игрушку кошки.
дети здороваются, гладят ее, рассматривают.
Воспитатель: У кошки – лапы, а у человека? (руки и ноги).
Кошка ходит на четырех лапах, а человек? (на двух).
У кошки есть хвост, а у человека? (нет).
Совместно с детьми делается вывод.
Вывод: человек не похож на животное.
Стук в дверь. Внести большую и маленькую куклу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли кукла Оля и ее младший братик Ваня. Давайте поздороваемся и пригласим их к себе.
Изучая свое тело, мы увидели, что все люди похожи. У нас есть голова, туловище, руки, ноги. Воспитатель показывает на кукле, дети называют.
Воспитатель: Но если посмотреть внимательно друг на друга, то мы очень разные. Посмотрите на наших Олю и Ваню. Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Наши гости отличаются по полу: Оля - девочка, а Ваня – мальчик. (Картинка с изображением мальчика и девочки)
- Чем же мальчик отличается от девочки?
Ответы детей.
Мальчики и девочки отличаются одеждой, прической. Девочки носят украшения, а мальчики украшения не носят.
Воспитатель: Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (красит губы, глаза, щеки). А папы этого никогда не делают.
Картинка с изображением мужчины и женщины. Дети рассматривают ее и сравнивают.
- Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.
Дети по очереди встают.
Чем же еще различаются наши куклы? (ответы детей)
Катя и Ваня – разные по росту. Оля – высокая, большая, а Ваня – низкий, маленький.
Воспитатель сравнивает несколько детей с собой.
Воспитатель: Я высокая, а Лера низкая.
Воспитатель: Ребята, но еще люди отличаются между собой по весу.
Воспитатель: Подержите Катю. Какая она? (тяжелая).
А Ваня? (легкий).
Есть люди худощавые и полные (рассматривают картинки).
- И у нас в группе есть худенькие детки и крепыши. Но они все равно все самые красивые, и мы их любим.
Физкультминутка.
И. п. – основная стойка.
Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и. п.
ВЫРАСТАЕМ МЫ БОЛЬШИМИ
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Дидактическая игра «Кто это?»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать картинки, а вы будете называть тех, кто на них изображен.
(Дедушка, бабушка, девочка и т. д.)
Воспитатель: Вот видите, оказывается, люди различаются и по возрасту.
Дидактическая игра «Развитие человека»
Детям раздаются картинки с изображением людей разного возраста. Нужно правильно разложить картинки развития человека.
Воспитатель: А покажите мне картинку какими вы считаете себя.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо занимались. А что интересного вы узнали.
Ответы детей.