Галина Ивановна Сбитнева
Конспект занятия по познавательному развитию «Свойства разных материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
] Программные задачи:
Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов.
Учить обследовать разные вещи и выделять их свойства.
Учить различать и называть разные предметы из стекла и керамики.
Развивать любознательность и интерес к окружающему.
Активизировать словарь:стекло-прозрачное,цветное,гладкое,холодное,бьется; керамика-блестит,покрыта глазурью,непрозрачная,звенит,бывает разного цвета.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Свойства разных материалов“» размещена в разделах
Исследовательская деятельность в дидактических играх.
Рассматривание иллюстраций и картинок.
Беседа на тему "из чего сделана посуда?"
Материалы и оборудование :
Изделия из стекла: стаканы разных цветов,вазы,салатницы,флаконы,шарик.
Изделия из керамики: чашки,горшки,фигурки животных,вазы и т. д.
Цветные иллюстрации,карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети сидят за столами, перед ними изделия из стекла: вазочки,стаканы,флаконы и т. п.
Воспитатель:-"Дети,перед вами стоит много предметов из стекла,они похожи друг на друга. Рассмотрите их внимательно,у них есть одно общее свойство. Сейчас мы проведем опыт: в стакан опустим этот цветной шарик,что мы видим?"(ответы детей)
Восп. -"Правильно стекло прозрачное,поэтому мы видим шарик. Где еще используется это свойство стекла-прозрачность,что из него делают?"(оконные стекла,аквариумы,стекла для очков,стела для автомобилей)
Восп. -"Еще стекло бывает цветным. Назовите предметы из цветного стекла и определите их цвет (синяя лампочка,зеленая бутылка,розовая вазочка).
Затем дети по предложению воспитателя берут стеклянные изделия в руки и определяют,каково оно на ощупь. (гладкое,скользкое,холодное).Вычленяют еще одно свойство :есть изделия из тонкого стекла,есть из толстого.
Восп. -"Дети,как вы думаете,что произойдет,если уронить стеклянный предмет?"(он разобьется)
-"Правильно,потому что стекло хрупкое,легко бьется. А теперь назовите изделия из стекла,в которые можно наливать воду и другие жидкости. "(ответы детей)
Стекло водонепроницаемо,поэтому жидкости можно наливать практически в любую стеклянную посуду".
Восп. -" Дети,а теперь мы узнаем еще одно свойство стекла. Я беру в руки карандаш и легонько ударю по стеклянным предметам. Что вы слышите? (разные звуки) Правильно,стекло звенит и издает разные звуки, похожие на звучание металлофона.
Динамическая пауза.
На столы перед детьми выставляются изделия из керамики-вазы, горшки, чашки,фигурки животных и др. Педагог спрашивает детей,что они видят перед собой.
Восп. -"Правильно-это керамика. Делают ее из глины,затем обжигают в специальных печах при высокой температуре,а затем покрывают глазурью разного цвета. Дети повторяют новое слово "глазурь".
Затем воспитатель предлагает детям взять в руки изделия из керамики и погладить их.
Восп. -"Изделия из керамики гладкие,разных цветов,некоторые с узорами,они тяжелые,потому что сделаны из глины. На дне. там где нет глазури-шершавые.
Дети,как вы думаете,можно ли в посуду из керамики наливать воду?"(ответы детей)
Восп. -"Правильно,керамические изделия не пропускают воду,они как и изделия из стекла водонепроницаемые. Поэтому они используются для хранения и приготовления пищи. Дети,а как вы думаете,если уронить керамическую посуду,что с ней произойдет?"
(ответы детей)
-"Правильно,керамика хрупкая и от удара распадается на куски"
Затем каждому ребенку предлагается взять в руки карандаш и легонько ударить по изделиям из керамики и выяснить какие звуки они слышат.
Восп. -"Глиняная посуда при ударе издает мелодичные звуки,похожие на звуки,которые издает стеклянная посуда. "
Воспитатель вместе с детьми обобщает результаты наблюдений. перечисляет свойства стекла и кеармики,подчеркивает их схожесть,широкое использование в быту.
В конце занятия воспитатель загадывает детям загадки :
"Тяжела я,но хрупка,у меня глазурованные бока" (керамика)
"Прозрачное,блестящее,воды не боюсь,а ударь-разобьюсь!" (стекло)
Восп. -"Молодцы,правильно!.Ребята,сегодня вы узнали много интересного о свойствах стекла и керамики. Узнали,что они хрупкие,но очень нужны нам в быту"