Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «Солнце, воздух и вода» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «Солнце, воздух и вода».
Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
Задачи.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Солнце, воздух и вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Темочки
- Расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека;
- Расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно - экспериментальной работе.
- Ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.
- Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.
- Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Оборудование и материалы: Ноутбук, шарик, бутылка с водой, для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! А хотите, я вам расскажу о путешествии Незнайки на луну?
Дети: Да.
Воспитатель: Недавно, Незнайка со своим другом Пончиком летал на Луну.
Им в начале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, есть из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить.
Нет, жить на земле приятней.
Я хочу вам рассказать о трёх факторах, без чего мы бы с вами не жили бы на земле.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Я начну – вы продолжайте».
Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце Ярко светит …
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно, солнце! А как вы думаете, почему мы не смогли бы жить без солнца? (Ответы детей).
Воспитатель: Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту. Когда мы находимся на солнце, наш организм получает витамин «Д». Витамин «Д» делает наши ноги и руки крепкими.
Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям.
Давайте посмотрим на наш цветок на окне, куда смотрят его листики? На окошко, тянутся к солнышку.
Воспитатель: А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет? (Ответы детей).
Воспитатель: Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно, и мы будем натыкаться друг на друга.
Воспитатель: Что мы делать любим летом на солнышке?
Дети: Загорать, греться.
Воспитатель: От солнышка всем светло, весело и тепло.
Но солнце бывает и жестоким. От его жгучих лучей высыхают реки и озера, гибнет рыба, жухнет трава. Солнце может не только обласкать, но и обжечь. С ним надо быть осторожней! Если с утра до вечера бегать по пляжу то кожа начнет краснеть, а это приведет к ожогу. Признаки солнечных ожогов : покраснение кожи, воспаление, головная боль. Первая помощь: смазывание ожога специальным кремом.
Находясь, долгое время на солнце без головного убора можно получить солнечный удар или потерять сознание. Поэтому всегда нужно носить панамку, косынку или шляпку. Что может случиться при солнечном ударе, это: повышение температуры, тошнота, головокружение. При солнечном ударе нужно : отвести человека в тень, положить на голову холодное полотенце, дать выпить воды.
Чтобы солнце не нанесло вред нашему организму, мы должны, внимательно относится к солнечным ваннам. Лучше загорать утром и обязательно в головном уборе.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Делаем разминку:
Во дворе растет подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
(Дети встают на носочки и тянут руки вверх).
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперёд и назад).
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель: Ребята, я посмотрите, что я вам принесла. (Достает шарик).
Дети: Шарик.
Воспитатель: Скажите, ребята, а что внутри шарика?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Зачем нам нужен воздух?
Дети: Он нам нужен, чтобы дышать, Чтобы шарик надувать.
Воспитатель загадывает загадку.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха?
Дети: Нет.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Он ведь нам необходим.
Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.
Воспитатель: А кому ещё для жизни нужен воздух?
Дети: Животным, растениям.
Воспитатель: Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, ребята, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух? Дети: На улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар.
Воспитатель: У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Значит, мы можем воздух видеть. А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы почувствуем воздух на улице?
Дети: Воздух на улице – это ветер.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим?
Дети: Шипение.
Воспитатель: Правильно. Сыграем в игру.
Игра: «Воздушный шар».
Ребенок встает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
Воспитатель: Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха. Как воздух влияет на наше здоровье?
Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот – вредит.
А где мы можем увидеть грязный воздух?
Дети: Чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин.
Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом?
Дети: Заболеем.
Воспитатель: Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
Воспитатель: Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.
Игра: «Весёлый шарик».
Ты катись, веселый шарик, быстро - быстро по рукам.
У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.
Воспитатель: Ой, ребята, что - то я устала, и пить хочется. (достает бутылку с водой).
Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?
Дети: Это вода!
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.
Человек может ли жить без воды? (Ответы детей).
Кому ещё нужна вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашей Земли много голубого цвета. Что означает голубой цвет?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Можно ли пить воду из моря, океана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нельзя её пить?
Дети: Она соленая.
Воспитатель: Какую воду можно пить?
Дети: Пресную.
Воспитатель: Откуда берется пресная вода? Дети: Реки,озера и т. д.
Воспитатель: Зачем нам нужна вода? Расскажите.
(рассказы детей).
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.
- Вы видите дно. Значит, какая вода? (Прозрачная).
- Какого она цвета? (Бесцветная).
- Давайте понюхаем, пахнет? (Нет. Значит, не имеет запаха).
- Какая бывает вода? (Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая).
- Давайте попробуем её. Есть вкус? (Нет).
А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)
Воспитатель: Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Воспитатель показывает детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.
Воспитатель:Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.
Итог.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни.
Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.
Ребята, летом мы с вами очень много времени проводим на прогулке. Как вы думаете, прогулки на свежем воздухе полезны? (Ответы детей).
.Прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и не болеть.
Воспитатель: Всем спасибо, занятие окончено.