Светлана Бодылевская
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами аппликации в старшей группе «Почтовые конверты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития познавательной деятельности.
Задачи:
*. Продолжать формировать умения у детей конструировать из бумаги.
* Совершенствовать умение детей вырезать и приклеивать выбранные ими почтовые марки; индекс-шаблон для почтового конверта (далее – конверт, заполнять его специальным цифровым шрифтом по пунктирным разметкам, используя образец написания почтового индекса.
* Продолжать формировать графические навыки детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с элементами аппликации в старшей группе „Почтовые конверты“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
* Обратить внимание на правильность заполнения адреса, ФИО отправителя и получателя, и на то, что ставится оттиск почтового штемпеля (почтовой печати, гашение, знак почтовой оплаты).
* Развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать творческое мышление, чувство формы, цвета.
* Воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие.
* Познакомить детей с конвертом, как средством передачи (обмена) информации, средством общения на короткие и дальние расстояния.
*Рассказать детям, как правильно подготовить к отправке письмо.
Оборудование: листы формата А4, простые карандаши, ручки, клей, кисточки и емкости для клея, сухие салфетки, ножницы, почтовые конверты, почтовые марки, почтовые индексы, образец написания (заполнения) почтового индекса, печать (детская печать штамп, цветные карандаши.
Содержание деятельности:
1. Организационно – мотивационный момент.
На столах дежурными разложены необходимые материалы и инструменты. Воспитатель собирает детей на стульчики на ковре и предлагает детям угадать тему сегодняшнего занятия :
«Как назовем мы бумажный пакет, в котором по почте отправлен привет?
Заклеен клеем прочно. Ко мне доставлен срочно.
Я его не пожалею, получу и вмиг расклею».
Дети: Конверт. Сразу же издается стук в дверь.
Воспитатель: Кто там?
Почтальон : Здравствуйте! Это детский сад №95? Группа №6? Я принес письмо детям вашей группы.
Воспитатель и дети здороваются.
Воспитатель: Да, это детский сад №95, группа №6. Спасибо Вам, почтальон, за письмо!
Дети: Спасибо!
Воспитатель берет конверт у почтальона. Почтальон уходит. Воспитатель демонстрирует конверт с письмом детям.
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо в конверте. А кто знает, что такое письмо? Что такое конверт? Для чего придумали конверт? Из чего изготовлен конверт? Бывают ли письма важными, ценными? Когда отправляли люди письма в конверте? Почему раньше отправляли письма? Отправляют ли сейчас люди письма с помощью конвертов? Каким образом еще можно обмениваться письмами? Как сейчас люди обмениваются информацией? А как ваши родители обмениваются информацией (новостями? Как бы вы сами, дети, хотели бы общаться друг с другом или друзьями, бабушками и дедушками?
Воспитатель выслушивает ответы детей, и продолжает: А сейчас я хочу вам, ребята, немного рассказать о самом интересном - про то, где и когда появились первые письма и конверты. Присаживайтесь поудобнее…
Итак, письмо – это написанный текст или нарисованный рисунок на бумаге, который мы планируем отправить кому-нибудь. Письма появились в Египте еще до того, как изобрели бумагу, и писали их на коре деревьев заостренными палочками (примерно 5,5 тыс. лет назад). Сначала послания состояли из нарисованных фигурок. С помощью таких писем можно было сообщать о каких-либо важных событиях (новостях). Существует даже день письма – 11 ноября – во всем мире отмечается День написания бумажных писем.
Письмо мы вкладываем в конверт (- это чаще всего бумажная оболочка, обложка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг, писем или открыток). Английский торговец бумагой – Брюер в 1820 году сделал и продал свой первый конверт. Изобретение так понравилось народу, что конверты быстро разлетелись по миру. А придуманы они были для того, чтобы никто не мог прочитать важную информацию, которая находилась внутри, а также защищает письма от внешних повреждений. Конверты в основном пользовались спросом среди дам. Ведь в то время было модно писать «изящные послания».
Давайте сейчас вместе с вами сами изготовим такой конверт, вложим в него письмо (рисунок) и потом вручим это письмо в конверте лично в руки близкому человеку (другу, родителям, бабушке или дедушке) или забросим в почтовый ящик!
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте сядем с вами за столы. Вспомним правила работы с ножницами, клеем.
2. Практический этап. Объяснение выполнения работы.
Воспитатель: У нас с вами есть заготовки. Что вы видите на листах, которые висят на доске? Ответы детей.
Воспитатель: Из чего изготовлены почтовые конверты? Из какой геометрической фигуры листа начинаем складывать конверт? Ответы детей.
Воспитатель: Что мы должны разместить в правом верхнем углу конверта? Ответы детей.
Воспитатель рассказывает, что такое почтовый индекс и для чего он нужен. Обращает внимание детей, где располагается почтовый индекс на почтовом конверте (в какой части конверта, как и чем он заполняется; написание происходит не обычными цифрами, а специальным почтовым шрифтом по пунктирным разметкам. Выполняем всё аккуратно и чисто.
Также воспитатель рассказывает детям за почтовые марки. Для чего они нужны? Где мы их берем? Сколько их необходимо разместить на конверте? Кто может или должен приклеивать марки?
Затрагиваем и важность написания адреса, ФИО отправителя и получателя письма. Без них почтовая служба (работник почтового отделения) не примет у нас конверт. Ребята, как вы думаете, почему? Где размещается адрес, ФИО отправителя, а где получателя? Почему так важно соблюдать все правила (тонкости) заполнения конверта? Кем и для чего ставится на лицевой части конверта почтовая печать?
Вместе с детьми обсуждаем, что будем рисовать на листочке, который планируем вкладывать в конверт и отправлять родным (маме, папе, бабушке, дедушке) или друзьям. Рисунок или открытку?
Физкультминутка.
Воспитатель: Ну что ж, прежде чем нам начать работу, давайте отдохнем. Встаньте каждый за своим стульчиком. Вместе со мной повторяем слова и движения:
Почтальон принёс нам почту, (дети шагают)
Я увидел, и бегу. (дети бегут на месте)
Потянулся, что есть мочи… (тянутся на носочках)
Еле-еле достаю.
Открываю синий ящик, (имитируют открытие почтового ящика)
Почту свежую беру. (имитируют движение, будто выбирают письма из ящика)
И конверт тот настоящий
Долгожданный я держу.
Прыгаю я вверх от счастья (прыгают на месте)
Маме им я помашу. (машут руками)
И огромное «Спасибо»
Почтальону я скажу! (наклоняются вперед)
Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
Закрепление последовательности выполнения работы.
Воспитатель: Итак, давайте вспомним, в каком порядке мы будем делать наши конверты.
Сначала из нашего прямоугольного листа (формата А4) мы получим квадрат (разложите лист бумаги на столе так, чтобы меньшие стороны бумаги располагались сверху и снизу; загните верхний правый угол по диагонали, пока он не коснется противоположной стороны; оставшуюся нижнюю часть - полоску необходимо аккуратно отрезать; развернуть треугольник – увидим квадрат). Оставшуюся отрезанную часть-полоску мы не выбрасываем, а используем – на нем рисуем открытку, которую вкладываем в конверт.
Вернемся к нашему квадрату. Нижний уголок квадрата загнем к середине. Для получения боковых сторон (изнаночной части будущего конверта) с обеих сторон сделаем вертикальные сгибы. Склеим те части конверта, которые получились внахлест (части листа легли друг на друга, склеим. Лишний клей промакиваем салфеткой. Верхний уголок конверта должен быть больше, чем нижний, и далее загнем и верхний уголок. Получившийся треугольник загибаем горизонтально, которым потом закроем конверт.
Воспитатель показывает и проговаривает каждый этап изготовления конверта, предлагает детям самостоятельно делать тоже самое. Тем детям, которые испытывают затруднения, воспитатель оказывает помощь советом и практически.
После того, как дети выполнят задание, педагог обращается к ним: Ребята, скажите, а чем отличаются ваши конверты от настоящих? (Нет марки и адреса). Ребята, обратите внимание на доску. Я подготовила вам почтовые марки. Как настоящие. Цветные, яркие, ни одна не похожа на другую. Предлагаю вам их рассмотреть и выбрать те, которые вам понравятся. Продумайте о количестве марок. Вырежете их, аккуратно приклейте к конверту. Лишний клей также промокните салфеткой. Ребята, помните, где находятся почтовые марки на конверте? Обратите внимание еще раз, убедитесь, правильно ли вы помните?
Воспитатель: Тоже самое проделаем с индексом. Вырежьте индекс, наклейте его на нижнюю часть конверта. Промокните салфеткой. Теперь давайте вместе заполним индекс почтовым шрифтом по пунктирным разметкам. Возьмите ручки. И под диктовку, поглядывая на доску, вместе заполняем. Молодцы.
Воспитатель проходит к каждому ребенку и контролирует правильность заполнения индекса.
Воспитатель: Теперь печать. Мы выяснили с вами, для чего и кем она ставится. Сейчас по очереди вы будете ставить печать на лицевую часть конверта и передавать следующему. У всех всё получается? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, теперь важная и ответственная часть. Пишем адрес и ФИО отправителя и получателя письма. Воспитатель предлагает детям выбрать «кому» отправим наше письмо, тому и подпишем. Воспитатель и помощник воспитателя сопровождают написание каждого ребенка адрес и ФИО (если позволяет время) либо подписывают просто, например, «маме». И пишут «от кого» - например, «от Матвея», «от Ани».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю на оставшемся листочке (который мы отрезали, когда готовили квадрат, нарисовать цветными карандашами рисунок (открытку) для того, кому готовим письмо.
Дети рисуют, вкладывают рисунок (открытку) в конверт, заклеивают клеем верхний уголок конверта, промакивая салфеткой.
3. Оценочно – рефлексивный этап.
Анализ работ.
Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Ответы детей.
Что вам запомнилось больше всего в ваших работах? Почему? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы – большие молодцы! Вы справились! Теперь нам осталось передать наши письма почтальону или самим кинуть в почтовый ящик наши письма.
Стук в дверь… Входит почтальон.
Почтальон : Слышал, что у вас, ребята, есть готовые конверты с письмами? Вы готовы их передать мне? Ответы детей.
Дети передают письма почтальону в руки, который в свою очередь укладывает все письма в вместительную почтовую сумку (мессенджер).
Почтальон : До свидания, дети! Я пошел дальше выполнять свою работу.
Дети: До свидания! Спасибо Вам!
Дети, воспитатель прощаются с почтальоном.
Воспитатель: Ребята, вы все постарались, и у вас получились замечательные работы.