Лосева Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Все о ткани»
▼ Скачать
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Все о ткани»
Цель: познакомить детей с названиями наиболее распространённых видов ткани и способах ее получения; закрепить знания воспитанников таких понятий как широкий, узкий; длинный, короткий; внутри, снаружи; навыки счета.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы „Все о ткани“» размещена в разделах
-формировать у воспитанников представление о различных свойствах тканей : (прочная, мягкая, плотная, прозрачная, легкая, тонкая и т. п.);
-развивать и активизировать речь, логическое мышление, память;
-воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением различных видов тканей; д/и «Узнаем, из чего сделаны платья», просмотр презентации «Как делают ткань»
Ход занятия:
Воспитатель вносит коробочку и предлагает воспитанникам узнать, что в ней находиться и достает из нее разные лоскутки видов ткани (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это разная ткань. А вы знаете, как и из чего делают ткань?
Воспитатель: Ткань ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого отреза ткани. Ткань бывает разной : хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной, синтетической. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань. Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей. Что бы сделать ткань и сшить одежду, люди много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.
Воспитатель: На сегодняшнем занятии я предлагаю вам отправиться в ателье по пошиву одежды (воспитатель с воспитанниками проходит в ателье). Кто работает в ателье? Чем эти люди занимаются?
(ответы детей). Из чего шьют одежду? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите, а у нас у всех одежда одинаковая или разная? Чем она отличается? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, по расцветке, назначению, материалу, из которого она изготовлена. Существует множество видов тканей, сегодня мы с вами рассмотрим лишь несколько: шерсть, драп, шелк, ситец, хлопок, синтетика.
Воспитатель: Ребята, все ткани делятся на две группы - натуральные и не натуральные. Ткани натурального происхождения (шелк, шерсть, хлопок, лен, наиболее часто используются в пошиве одежды).
Ситец. Он представляет собой тонкую, легкую ткань, чаще всего с пестрым набивным рисунком. Ситец изготовляют из хлопка, хлопок производится из мягких волосков на семенах растения-хлопчатника. Хлопковые ткани прочные, долговечные, хорошо впитывают влагу, ткань неплохо пропускает воздух. По внешнему виду ткани могут быть совершенно различными: от тонких и прозрачных (батист, средней плотности (бязь, ситец, сатин, фланель, до достаточно плотных и прочных (джинсовая).
Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам взять по полоске ситца, попробовать ее на ощупь. Что вы можете сказать об этом материале (ответы детей).
Давайте немножко отдохнем.
Физминутка
(Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением)
«Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не сберегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошок мы наливаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно протрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю продолжить рассматривать, какие еще бывают виды тканей.
Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой. Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
Шелк. Натуральный шелк добывают из коконов тутового шелкопряда. Гусеница тутового шелкопряда питается листьями тутового дерева- шелковицы, когда приходит время превратиться в куколку, а затем в бабочку, она сплетает себе кокон из тончайших нитей и прикрепляет его к дереву. Из тонких нитей и получают шелк. Шелк является основой для производства многих материалов (бархат, атлас, газ). Ткани мягкие, тонкие, почти не мнутся. Ребята предлагаю вам взять каждому по полоске ситца, попробовать ее на ощупь. Что вы можете сказать об этом материале?
(ответы детей).
Шерсть. Следующий материал это шерсть. Шерстяная ткань – это волокно натурального происхождения. Основную массу шерстяных волокон дают овцы, козы, ламы-альпака, верблюды, ангорские кролики.
Из шерстяной нити прядут ткань, из которой потом шьют одежду. Шерстяная ткань хорошо сохраняет тепло, поэтому ее используют для пошива зимней одежды. Самые распространенные виды шерстяных тканей - это трикотаж и драп.
Драп. Тяжелая, плотная ткань, обычно с густым коротким ворсом, шерстяная ткань сложного переплетения.
Предлагаю, взять по полоске драпа и трикотажа, что вы можете сказать об этих материалах?
(ответы детей).
Синтетическая ткань. Ее ткут из искусственных нитей, которые придумали и сделали люди. Из такой ткани шьют разные вещи. Из более тонкой, шьют шторы. Толстой тканью обивают стулья, диваны, кресла, ткут ковры.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вы рассматривали в ателье? С какими тканями мы познакомились? Чем эти ткани отличаются между собой? (драп и трикотаж плотнее и толще, чем ситец и шелк). Из чего делают драп и трикотаж? Какие вещи шьют из этих материалов? Какие вещи шьют из шелка? Какой материал изготавливают из хлопка? Что шьют из ситца? Что вам понравилось, а что нет на нашем занятии?
Вы все молодцы! В следующий раз, когда мы отправимся в ателье, мы с вами познакомимся с другими тканями.
Занятие закончено.