елена прасова
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Бюджет моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей понятие «доход», «расход», «бюджет семьи»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с понятиями : «доход» «расход», «бюджет семьи».
Развивающие :
1. Развивать интерес к финансовой жизни семьи.
2. Расширять словарный запас детей по теме расход, доход, семейный бюджет
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы „Бюджет моей семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Развивать зрительную и слуховую память, внимание и образное мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям, материальным ресурсам.
2. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Методические приемы, технологии: слушание и обсуждение, игровая ситуация, физкультминутка, ситуация общения.
Демонстрационный материал:
Домовенок Кузя. Демонстрационный плакат, карточки с изображением членов семьи, результатом их труда (денежным номиналом). Магазин продуктов, игрушечные деньги.
Предварительная работа:
Короткие беседы с детьми об общих финансовых вопросах: «Что такое деньги», «Откуда берутся деньги», «Зачем люди работают» и т. д. Рассматривание иллюстраций о разных работах, иллюстраций с торговыми центрами, магазинами. Проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Мы – покупатели», «Работа». Дидактические игры по теме «финансы». Словесные игры. Чтение пословиц и поговорок о труде и деньгах.
Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент
Приветствие педагога
«В детский садик вы пришли
Вам все рады от души
Гости тут у нас с утра
Поздоровайтесь друзья.»
Сегодня у нас гость.
Послушайте загадку:
«Я хозяйственный такой,
хоть росток и небольшой.
Сказки сказывать могу,
всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой, рад стараться - …»
Совершенно верно. Это домовенок – Кузя. Он очень добрый и любит детей.
Домовенка отправила семья в город за покупками, и дала ему деньги.
А вы знаете, что такое деньги?
Какие бывают деньги?
Дети входят здороваются.
Дети отгадывают загадку.
Дети достают из сундучка Домовенка и с ним мешочек с деньгами.
Возможные ответы детей.
Основанная часть
Все деньги, которые зарабатывают мамы, папы, бабушки и дедушки это называется доход из этих денег образуется семейный бюджет.
У Кузи с собой кошелек, там лежит семейный бюджет.
А чтобы лучше понять, что такое
семейный бюджет мы с вами поиграем в игру
«Бюджет моей семьи»
Для игры воспитатель выбирает двух «пап», а они выбирают свою команду «семью». (в каждой семье мама,папа,дедушка или бабушка и ребенок)
В каждой семье папа мама работают, они получают зарплату. Бабушка с дедушкой тоже работают и получают зарплату, или получают пенсию. Это доход членов семьи, из которого состоит семейный бюджет!
Сейчас мы с вами выясним какой же доход у каждой нашей семьи.
В каждой семье подсчитывают результат. Подсчитав воспитатель объясняет, что общий доход и есть бюджет семьи.
А как мы можем его потратить?
Прежде чем отправиться за покупками мы немного разомнемся и заодно, немного посчитаем.
Ведь не зря говорят, что «деньги любят счет».
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел Кузя погулять.
Что нам делать?
Как нам быть?
Будем с Кузенькой дружить!
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Что нам надо взять с собой в магазин?
Перед тем, как пойти в магазин ваши родители составляют список покупок?
Я подготовила вам список покупок.
Детям выдаются карточки, что надо купить и по какой цене.
Сколько денег вы потратили на покупки? Это расход бюджета.
Все ли деньги вы потратили?
То, что вы не потратили, остаётся в бюджете семьи.
А теперь давайте поможем Кузи сделать покупки.
Надо посчитать количество денег и сделать покупки.
Дети рассматривают демонстрационный плакат.
Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»
Дети делятся на две семьи, подходят к столикам. Дети выбирают атрибуты обозначающие членов семьи.
Дети подходят к столу, выбирают карточку в соответствии с ролью в семье.
(на одной карточке изображение профессии и цифры соответствующей зарплате)
Дети говорят какой бюджет у каждой семьи. Сравнивают у кого больше, у кого меньше денег.
Ответы детей
Перед тем как пойти в магазин физминутка.
Шагают под счет
Приподнимают руки
Пожимают плечами
Обнимаются
Шагают под счет хлопая в ладоши.
Деньги
(Дети отсчитывают деньги соответственно бюджету семьи)
Возможные ответы детей
Дети идут в магазин выбирают и покупают по списку продукты расплачиваются деньгами.
Дети возвращаются к своим столам.
Варианты ответов детей.
Ответы детей.
Дети решают проблемную ситуацию.
Рефлексия
Ребята, что вы сегодня узнали
про семейный бюджет?
Что такое доход?
Что такое расход?
Когда Кузя придёт к нам в следующий раз мы научим его экономно расходовать деньги.
Возможные варианты ответов детей.
Ответы детей
Список литературы:
1. Стахонович Л. В. СеменковаЕ. В.
«Финансовая грамотность» сценарии обучающих сказок.
Издательство: Москва ВАКОША 2022.
2. Свичкарева Л. С. «Поиграем в магазин» Финансовая азбука для дошкольников.
ООО «Феникс» 2024 Ростов-на -Дону
3. Поварницына Г. Киселева Ю. «Финансовая грамотность дошкольника»
Россия 2018.
4. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
5. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2020 – 32 с.
Предполагаемый результат: приобщение детей к финансовой грамотности в дальнейшем поможет им:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Понимать, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Дальнейшая работа: я планирую и в дельнейшем продолжать работать в данном направлении, так как вижу в этом насущную необходимость. В современном мире дети уже в старшем школьном возрасте вполне могут знать основы финансовой грамотности, что пригодится им в дальнейшей жизни. Ведь все привычки закладываются именно в детстве!