Заярная Елена
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Знатоки родного края»
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование любви к малой родине, через любовь к природе родного края. Воспитание чувства гордости и патриотизма, бережного отношения к уникальным природным объектам, воспитывать желание беречь и охранять природу своей малой родины.
Задачи:
Образовательная:
- обобщить понятия Родина, малая родина; - актуализировать знания воспитанников о своей малой родине; - научить ребят видеть и ощущать красоту родного края;
- совершить виртуальную экскурсию по заповедным объектам Орловского района.
Развивающая:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы „Знатоки родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя; - развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы; - активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова: Родина, малая родина, заповедник, история, флаг Орловского района. введением новых слов: история, заповедник, флаг Орловского района;
Воспитательная: - воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине через любовь природе.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок, стихов о Родине рассматривание книги «Золотая книга поселка Орловского», просмотр презентации «Моя малая родина», экскурсия в музей заповедника «Ростовский».
Материалы: ИКТ, картинки с изображением заповедных мест, фишки, медали, презентация «Заповедные места».
Место проведения: кабинет дополнительного образования.
Время проведения: 30 минут
Планируемые результаты: закрепление понятий родина, малая родина. Получение новых знаний о своем родном крае, который является частью нашей большой страны. Проявление интереса к малой родине через нетрадиционные формы работы - виртуальное путешествие. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.
Литература: 1. Природа Донского края [электронный ресурс] //http://nature.donrise.ru 2. Ростовский государственный природный биосферный заповедник [электронный ресурс] //http://www.rgpbz.ru/
3.https://geraldika.ru/i/Орловский%20район%20 (Ростовская%20область)
4. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» [Текст]: Практическое пособие/ И. Е. Аверина. — М. : Айрис — пресс, 2005.-25 с.
5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» [Текст]: Методическое пособие/ М. Ю. Картушина. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 7, 15, 39, 145 с.
Ход занятия:
Дети заходят, встают около стульчиков.
Воспитатель: Доброе утро ребята, сегодня прекрасный день и я рада вас всех видеть! Давайте встанем в круг и поздороваемся.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг, другу улыбнёмся
Мы с тобой теперь друзья,
В путешествие пора!
Воспитатель: О чём сегодня будет идти речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Наш край родной,
Наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом.
Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
(Родина)
Воспитатель: Да, верно, ребята – это Родина. Скажите как называется страна, в которой мы живем?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое имя – Россия. Россия – это наша Родина.
- Как вы понимаете это слово Родина?
- Что такое Родина?
- Почему наша Родина большая?
(Ответы детей)
Воспитатель: Россия - это наша большая Родина.
Но, у каждого есть и своя малая Родина. А как вы думаете, что же такое малая Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а где ваша малая Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Как же называют жителей п. Орловского? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята смотрите нам на эл. почту пришло письмо, давайте его поскорее откроем.
(На экране появляется письмо)
Написал его Старик – Краевед.
(На экране появляется Старик - Краевед)
«Здравствуйте! Я – Старик –Краевед, я обошел почти весь свет! И вот нашел такой я флаг, о котором я ничего не знаю, и очень хочу о нем все узнать. Ребята, вы поможете мне?»
(На экране появляется флаг)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за флаг? А хотите узнать?
(Ответы детей)
Воспитатель: это флаг нашей малой родины – Орловского района, появился всего 13 лет назад. Флаг может рассказать об истории Орловского района, об основной профессии людей, живущих в нашем районе, даже поможет узнать о природе, окружающей наш поселок Орловский. В красном цвете отражен символ мужества и героизма. В желтом символ – величия, достатка хлеба и процветания. Голубой и красный цвет разделяет белая волна, которая обозначает- озеро Маныч – Гудило. В центре флага мы видим золотого скачущего скакуна, символизирующего табуны диких мустангов и знаменитый конезавод Орловский. Острые шашки символ силы и мужества донских воинов. Наш поселок славится богатством урожаев пшеницы, поэтому на флаге изображен золотой полувенок – символ развитого сельского хозяйства, достатка и хлеба. Так же на флаге изображена золотая полушестерня- символ развитого сельскохозяйственного производства. Она олицетворяет наш завод Кормаш. На нашем флаге мы видим золотой тюльпан – символ заповедника Ростовский.
А сейчас ребята давайте немного отдохнем, становитесь в круг.
(Дети встают в круг)
Физкультминутка.
Жура-Жура-журавель, (ходьба с высоким подниманием колен
Облетел он сто земель, (махи рук)
Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. (поглаживание рук, ног)
Мы спросили журавля: Где же лучшая земля? (руки вытянуты вперед, вопросительная мимика)
Отвечал он пролетая: Лучше нет родного края. (легкий бег на носочках, кружение) ·
Дети садятся на места.
Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Наш край родной, наш отчий дом, Нам хорошо живется в нем! Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь, Как зовут это место, знаешь? (Ответы детей) Воспитатель: правильно ребята, это малая родина. Воспитатель: место, в котором мы живем, кажется знакомым и даже обычным. Но я хочу показать вам, насколько прекрасна и удивительна наша малая родина. Сегодня я уже говорила, что на флаге Орловского района изображен тюльпан. Кто запомнил, что он означает?
(Ответы детей) Воспитатель: а у нас в Орловском районе есть заповедные места? (Ответы детей) Воспитатель: конечно же есть и сейчас мы совершим виртуальное путешествие по заповедным местам Ростовского заповедника. Вы увидите заповедные островки, которые удивят любого посетителя Ростовского заповедника без исключения! Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования предназначенная для охраны и изучения природы.
Воспитатель: Как вы думаете, чего нельзя делать в заповеднике? (Ответы детей) Воспитатель: правильно, молодцы! Начнем наше путешествие, а чтобы узнать на чем мы поедем отгадайте загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Воспитатель: правильно ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на автобусе. Повторяйте вместе со мной:
Мы в автобус быстро сели
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал.
Ра- ра -ра уезжает детвора
Ра- ра -ра мы поехали ура…
Вот мы и приехали, первая наша остановка Манычская долина.
(Показ презентации)
1. Манычская долина.
У каждого озера есть своя легенда. Маныч- Гудило пугало людей своим страшным гулом, шумом. Люди из близлежащих поселков придумывали разные истории. Например, там летают привидения, но на самом деле никаких привидений не было, а бушевал сильный ветер, поэтому озеро так назвали. Слово "Маныч" – татарское, обозначает "соленый" или "горький". Маныч-Гудило является остатком древнего океана Тетис, соединявшего Азовское, Черное и Каспийское моря. Долина озера представляет собой живописную картину живой природы. Здесь можно встретить самые разнообразные цветы: это тюльпан Биберштейна и Гессенера, многоцветье ирисов. Наши предки возводили тюльпан в ранг чудес света и воспевали его в стихах и песнях. Ему поклонялись, в его честь устраивали праздники. У нас в Орловском районе в дни массового цветения тюльпанов, тоже проводится праздник фестиваль экологического туризма «Воспетая степь». Фестиваль «Воспетая степь» проводится уже 9 лет и за эти годы уже стал доброй весенней традицией долины Маныча.
Воспитатель : а мы продолжаем наше путешествие, повторяйте вместе со мной.
Мы в автобус быстро сели
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал.
Ра- ра -ра уезжает детвора
Ра- ра -ра мы поехали ура…
Воспитатель: мы приехали на следующую остановку Остров мустангов.
2. Остров мустангов.
Государственный заповедник – единственный район, где на воле обитают дикие лошади - донские мустанги. Дикие лошади обитают на острове Водный, который находится на территории озера Маныч-Гудило. Об этом месте ходит множество легенд. Рассказывают, что на месте озера когда-то было море. Но потом большая часть его ушла под землю. А как появились мустанги на острове? Из одной легенды известно, что табун лошадей потерялся в высокой степной траве, да так там и остался. А местные старожилы рассказывают, что когда-то здесь была животноводческая ферма, потом около десятка лошадей особо норовистых сбежали и отловить их не удалось. Так они расплодились и одичали.
Воспитатель: давайте мы с вами превратимся в диких мустангов, вставайте вкруг мы сделаем физ. минутку.
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
Воспитатель: молодцы ребята, отправляемся дальше в путь, повторяйте вместе со мной.
Мы в автобус быстро сели
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал.
Ра- ра -ра уезжает детвора
Ра- ра -ра мы поехали ура…
Воспитатель: мы приехали и следующая остановка Озеро Грузское.
3. Долина соленого озера. Озеро Грузское.
Грузское – грязе - солевое озеро в Орловском районе. Запасы поваренной соли и лечебных грязей издавна использовались местными жителями. Сюда ездили за солью, но сегодня озеро Грузское имеет иное значение. Здесь построена лечебница, посещаемая больными из разных мест России. Свойства озера стоят наравне с целебными свойствами самых знаменитых озер. На берегах озера Грузского действует противотуберкулезный санаторий. Как в старинные времена, в степи содержится табун дойных кобылиц и по старинному рецепту приготовляется кумыс- оригинальный напиток, хорошо утоляющий жажду и обладающий целебными свойствами. В долине есть минеральные источники и самоизливающаяся скважина, вода которых признана лечебно-столовой.
Воспитатель: а теперь ребята, мы с вами представим, что мы у озера. Становитесь в круг и повторяйте за мной.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту)
(Дети садятся на места)
Воспитатель: молодцы ребята, мы продолжаем наше путешествие, повторяйте вместе со мной.
Мы в автобус быстро сели
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал.
Ра- ра -ра уезжает детвора
Ра- ра -ра мы поехали ура…
Воспитатель: следующая наша остановка Лысая гора.
4. Лысая гора.
Рядом с территорией заповедника находятся два уникальных по своему происхождению объекта. Это так называемый источник «Кислый» и «Лысая гора». Лысая гора это плоская вершина высоко возвышенная над степью. В сложении горы участвуют толщи песка. На вершине горы вырыты неглубокие колодцы, содержащие хорошую пресную воду. Пейзаж Лысой горы напоминает песчаную пустыню с типичными пустынными растениями.
Воспитатель: ребята а мы едем дальше, повторяйте вместе со мной.
Мы в автобус быстро сели
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал.
Ра- ра -ра уезжает детвора
Ра- ра -ра мы поехали ура…
Воспитатель:наше путешествие подхолит к концу, последняя остановка Источник кислой воды.
5. Источник кислой воды
Источник «Кислый» – уникальный источник с родниковой водой - памятник природы. Родник "Кислый" расположен в северо-западной части Орловского района около с. Киевка. Представлен тремя колодцами на расстоянии 2,5 м друг от друга.
Около 100 лет назад местный крестьянин обнаружил этот родник. Когда он пас овец и его одолела жажда он увидел ручеек, вытекающий со склона холма, отпил глоток прохладной воды. У него стянуло все во рту - вода оказалась кислой, с металлическим привкусом. Выплюнул он воду и вскоре забыл о том ключе. Вспомнил он про ключ только, когда разболелись у детишек животы. «А что, если попробовать?» - подумал он, и получилось, помогла водичка - детишки выздоровели. На расспросы хуторян, откуда целебный напиток, он так и не ответил, но делился водой с соседями, а месторасположения источника не показывал. Выследил его соседский мальчишка и рассказал всем жителям. С тех пор и пользуются им нуждающиеся люди. Пошла с тех пор молва о силе кислой воды по всей округе и дальше. Во время Великой Отечественной войны, когда лекарств не хватало, приезжали к источнику машины с цистернами, за целебной водой для раненых. Затягивались и заживали раны в несколько раз быстрее после обработки этой водой.
Воспитатель: А сейчас я узнаю, внимательно ли вы слушали меня во время нашего путешествия. Мы проведем викторину «Родной свой край люби и знай». За каждый правильный ответ вы будете получать фишку.
- Что символизирует красный цвет на флаге поселка Орловского? (красном цвете – символ мужества и героизма)
- Как по легенде появились мустанги на острове Мустангов? (со времен Золотой орды заблудившийся табун лошадей потерялся в высокой степной траве, да так там и остался)
- Что обозначает слово «Маныч»? (Слово "Маныч" – татарское, обозначает "соленый" или "горький".)
- Чем примечательно озеро Грузское? (Запасы поваренной соли и лечебных грязей)
- Почему Лысую гору так назвали? (Пейзаж Лысой горы напоминает песчаную пустыню. Здесь растут пустынные растения)
- В чем уникальность Источника кислой воды? (раны заживают в несколько раз быстрее после обработки этой водой)
Воспитатель: А сейчас давайте разделимся с вами на 2 команды, я раздам вам картинки с изображением тех мест которые мы посещали, нужно собрать картинку из деталей и рассказать, что на ней изображено?
(Дети выполняют задание, рассказывают, что на картинках)
Молодцы ребята, справились со всеми заданиями!
Вы все знатоки родного края. Давайте подведем итоги – посчитаем, кто из вас набрал наибольшее количество фишек.
(Победители получают медали «Знатоки родного края»)
Воспитатель: на этом наше путешествие окончено нам пора возвращаться в детский сад.
Посмотрите, как мы скоро (стоят прямо, руки вдоль тела)
Все вернулись в детский сад!
Длинный путь преодолели – (тянутся вверх руками, «потягушки»)
Потянуться захотели.
Руки ставим мы на пояс (идут на пятках, руки на пояс)
И идем на пятках.
А теперь – автобус (топающий шаг, руки – перед собой «крутят колеса»)
Повезет ребяток!
Воспитатель: Ребята где мы с вами сегодня были? Что делали? Что нового вы узнали? Что вам запомнилось? Вам понравилось занятие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага!
Ребята спасибо вам за внимание, наше занятие окончено!