Наталья Крикау
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: обобщить знания детей о времени года зима.
Задачи:
Образовательные: Расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой; формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Формировать умение распознавать следы зверей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развивать мышление, речь. Развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей. Развивать навык обобщения, анализа, сравнения.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация-интерактивная викторина «Путешествие в зимний лес», музыка, рисунок зимнего леса на ватмане для аппликации зверей, корзина с шишками.
Ход занятия:
Организационная часть. Звучит музыка
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в зимний лес.
– Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)
– Теперь мы все одеты, и можно идти на улицу.
Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
И в лесу мы оказались.
(звучит волшебная музыка)
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Давайте с вами вспомним, кто же живет в лесу.
Чтобы нам не скучно было,
Я колесо с собой взяла.
Оно, ребята, не простое,
Покажет зиму нам, друзья.
Нажмем на середину мы
И цифру выберем, Смотри!
(слайд № 1) выбираем сектор. (воспитатель читает задание, дети дают ответ, проверяем нажатием на окошко со словом «ответ». Для перехода к следующему слайду нажимаем на окошко со словом «начало»)
Воспитатель: Хвост пушистый бережет
И зверюшек стережет.
Знают рыжую в лесу - (лису)
Воспитатель: Молодцы, правильно лиса. Ребята а, как зимует лиса?
Дети. Лиса ловит мышей и зайцев.
Воспитатель: Как меняется лисий наряд к зиме? (Зимой шубка у лисы очень теплая, а на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках)
Воспитатель: Чем питается лиса зимой? (Зайцами, птицами. Главный лисичкин корм это мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо.
Воспитатель: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? …
Воспитатель: Правильно волк, а чем же занимается волк зимой?
Дети. Волк ходит на охоту, иногда даже днем.
Воспитатель: Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (заяц)
Воспитатель: Правильно и эту загадку вы отгадали. Скажите, пожалуйста, как зимует заяц? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов?
Чем питается заяц зимой? (Еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Днем лежит под кустом или в снежной ямке, а ночью добывает себе пищу. У зайца много врагов: сова, орел, ястреб… Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.).
Воспитатель: Сидит на ветке, а не птица
Есть рыжий хвост, а не лисица (Белка)
Воспитатель: Ребята, а как белка зимует и где она живет?
Дети: Белка делает запасы, орехи, грибы зимой достает из дупла.
Воспитатель: Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика.
Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево - вправо, влево - вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и
вправо).
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.
Воспитатель: Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это. (лось)
Воспитатель: А как зимуют лоси? (лоси не делают запасов и им приходиться тяжело зимой, они раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.)
Воспитатель. Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовёт? (медведь)
Воспитатель: А что можете рассказать про медведя, как он ведет себя зимой?
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо отгадывали загадки. А сейчас следующее задание. Угадайте, что это? (Следы на снегу) Кто оставил, знаете? Слайд № 8
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называются домики лесных животных?
У лисы (нора, у белки (дупло, у волка (логово, у медведя (берлога, у мышки (нора). Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. А теперь встаньте в круг. Давайте немного разомнемся.
Динамическая пауза «Звериная зарядка».
Раз - присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули. Посмотрим, что еще приготовило нам чудо-колесо. (выполняем все задания по оставшимся секторам)
Воспитатель. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, но нам пора возвращаться обратно. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова «Раз, два, три - лес домой нас верни!»
Звучит музыка.
Заключительная часть. Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и в детском саду. Где мы с вами были? Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась? С какими животными мы с вами встретились?
Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу. Давайте подойдем к столу и сделаем картину на память о нашем зимнем путешествии
Звучит музыка, дети наклеивают животных.
Воспитатель. Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась, похожа на полянку, где мы были?
Что было трудно?
Рефлексия. Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).
Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).