Дарья Поскребышева
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес» для детей средней группы
Конспект занятия по познавательному развитию по теме "Путешествие в зимний лес" для детей средней группы
Цель: Расширение и обогащение знаний детей о жизни леса зимой.
Образовательные:
- способствовать систематизации знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида, поведении и жизни зимой диких животных.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие в зимний лес“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
-содействовать закреплению знаний детей о сезонных изменениях в природе; расширению представлений детей об изменениях в жизни диких животных зимой;
Развивающие :
- поддерживать развитие диалогической формы речи.
- содействовать формированию словаря (название диких животных)
- мотивировать развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи)
Воспитательные:
-способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми, желанию помочь в трудной ситуации.
Работа над словарем: инициировать закрепление обобщающих понятий «дикие животные», «зимняя одежда и обувь»; мотивировать расширение и активизацию словарного запаса детей (берлога, дупло, нора)
Ход занятия
1. Вводная часть. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки.
-Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Вы хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу и узнать, какие животные там обитают, где они живут и чем занимаются? (Да).
2. Основная часть.
Воспитатель : Чтобы отправиться в наше путешествие, нам сначала надо одеться по погоде.
- Вы знаете, какое сейчас время года?
-Как нужно одеваться зимой?
Игра «Что надеть?»
На доске расположены изображения с одеждой и обувью по всем временам года. Детям необходимо выбрать то, что одевают зимой (вещи и обувь).
Воспитатель: Молодцы, мы выбрали себе одежду! Теперь не замерзнем в зимнем лесу.
Ребята, прежде чем мы отправимся в наше путешествие, давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу?
1 Нельзя забирать из леса птиц и животных.
2 В лесу нельзя шуметь (все звери испугаются).
3 Нельзя разжигать огонь.
4 Нельзя оставлять мусор.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами оделись по -зимнему и можем смело отправляться в наше путешествие.
Дети с воспитателем идут на «лесную полянку», со словами:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Очень долго мы шагали,
Наконец-то в лес попали.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Воспитатель: Вот мы и в лесу.
- Как вы думаете, в какой лес мы попали: весенний, в осенний, зимний или может быть в летний?
- А как вы догадались, что в зимний? (На ёлочках снег, снежинки, сугроб).
- Умнички!
Как красиво в зимнем лесу. Зимушка-зима укутала снежным белым одеялом деревья и кусты.
А теперь садитесь тихонечко каждый на свой пенек, чтобы не нарушить тишину леса и понаблюдаем за ним!
Игры и опорой на презентацию
Слайд 1 (Лес)
Воспитатель: Но, ребята, посмотрите, в лесу не видно ни одного животного, ни одной птицы не пролетит. Куда же все подевались? Ой, а что это? (письмо).
Интересно, от кого оно. (Воспитатель достает письмо, читает) :
Письмо: «Я, Волшебница, Зимняя стужа, заколдовала все вокруг. И расколдую только тогда, когда вы выполните мои задания. Первое задание — отгадайте мои загадки. О ком они?»
-Кто это барабанит в лесу так громко! Что это за барабанщик такой? Да вот же он – пестрый и шапка красная. (Дятел)
Слайд 2 (Дятел)
Молодцы конечно дятел, нашел он местечко, где под корой червяк, снова застучал клювом – т-ррр, т-ррр. Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил.
-Как люди еще называют дятла? (Лесной доктор) .
-А еще на деревьях в лесу можно встретить другого проворного зверька.
-Попробуем угадать кто это? :
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? (Белка)
- По каким словам вы догадались, что это белка? (Скачет с ветки на ветку, мех тёплый, как грелка).
- Правильно, это белка.
Слайд 3 (Белка)
Воспитатель: Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им перелетать с дерева на дерево. У них очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи
- В домике у белки много запасов на зиму. Что она заготовила? (грибы, ягоды, орехи)
Слайд 4 (Белка с запасами)
Воспитатель: Белка делает запасы на зиму? Где она их хранит?
- Как называется домик белки?
Слайд 5 (Белка зимой и летом)
Дидактическая игра «Сравни по описанию»
Воспитатель: Посмотрите, у нас изображены две белочки, но между ними есть различия. Давайте их опишем.
- Зимой и летом у белочки разный окрас? Какой?
- Итак, осенью белочка линяет. Шерстка рыжая выпадает и сменяется серой. Такие изменения происходят для того чтобы белочке было легче прятаться от хищников. Сливаясь по цвету с окружающей природой, она остается незамеченной. Серая шерстка более теплая, она бережет белочку от сильных морозов.
- Ребятки, давайте представим на минутку себя шустрыми белочками и разомнёмся, как следует!
Физминутка «Белочка»
Белка прыгала, скакала, (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешек, (поворот вправо)
Тут – грибочек, (поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (шагают на месте)
Воспитатель: - Какие же вы все молодцы! Садитесь все на свои места.
- Молодцы, продолжаем наше путешествие. Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?
Слушайте загадку.
Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Пушистый хвост краса.
Кто же это? (Лиса)
- По каким словам из загадки вы догадались, что это лиса? (Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост).
- Правильно!
Слайд 6 (Лиса)
Воспитатель: К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет? Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник. - А где дом у лисы? (Ответы детей)
Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает.
-Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, наверно добычу почуяла?
-Кто это спрятался в сугробе, его совсем не видно?
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку? (Заяц)
- По каким словам из загадки вы догадались, что это заяц?
(Комочек пуха, длинное ухо).
- Правильно.
Слайд 7 (Заяц)
Воспитатель: Как заяц приготовился к зиме?
(Он сменил серую шубку на белую).
- А зачем зайцу менять шубку?
(Чтобы быть незаметным, прятаться).
- Правильно, чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.
- У зайца есть домик?
(Нет, он прячется и спит в снегу, под деревьями).-
- Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.
- А кто же зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
Слайд 8 (Волк)
Воспитатель: Наверное, тоже зайчатины захотели.
Этот зверь похож на крупную собаку. Он крупный и сильный, имеет острые, крепкие зубы. Волки живут в лесной глуши. Охотятся они в основном стаями, нападают не только на зайчиков, но и на более крупных животных (лосей, оленей). Живёт волк в норе, ещё её называют «волчье логово».
-Слушайте следующую загадку от Волшебницы Зимней стужи :
Косолапый и большой,
Летом ходит без дороги возле сосен и берез.
Любит шишки, любит мёд,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
- Как Вы догадались, что это медведь?
(Косолапый, большой, спит в берлоге зимой, любит шишки, мёд).
- И, правда, это медведь!
Слайд 9 (Медведь)
Воспитатель: Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов.
- А кто знает, как же называется его дом? (Берлога)
-Правильно.
Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.
- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.
- Ребята, а медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)
- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)
- Правильно. Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил.
- А давайте и мы с вами на минутку превратимся в животных! Повторяйте за мной:
Физ-минутка «На полянке»
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк! (Прыжки на месте.)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идё т:
«Где здесь пчёлы, где здесь мёд?» (Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик. (Потягивания — руки вверх.)
И вокруг запели птицы! (Потягивания — руки в стороны, вверх.)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, животные, которых мы встретили, они какие?
(Это дикие животные)
— Почему этих животных называют дикими?
(Они живут в лесу. Сами себе добывают пищу. Сами устраивают себе жилище. Сами себя лечат).
- Правильно, ребята.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
Сами пищу добывают
Сами деток охраняют,
Строят прочное жильё
И природное житьё.
Ребята, какие вы молодцы, справились с этим заданием!
-Зимняя стужа приготовила для Вас еще одно задание (показываю детям и читаю) :
«Я, Зимняя стужа, отняла у всех животных их детенышей. Но если вы правильно назовете детенышей диких животных, то верну».
Дидактическая игра “Поможем мамам отыскать своих деток”
Воспитатель: Я буду показывать животных, а вы должны правильно назвать их детёнышей.
- Как зовут детёныша белки? (Бельчонок). А если много детёнышей? (Бельчата)
- Как зовут детёныша медведицы? (Медвежонок) А если их много? (Медвежата)
- Как зовут детёныша лисы? (Лисёнок). А если их много? (Лисята).
- Как зовут детёныша зайца? (зайчонок). А если их много? (Зайчата)
-Ребята, посмотрите, зимняя стужа расколдовала лес.
Слайд 10 (Дикие животные в зимнем лесу)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скорее идем на лесную полянку.
(дети выходят на лесную полянку)
Мы с лесной полянки вышли,
Поднимаем ноги выше
Дружно весело шагали
Снова в детский сад попали.
- Вот мы и в группе.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? Как мы помогли животным? Какие вы молодцы! Животные очень рады и довольны, что вы много о них знаете! За вашу отзывчивость и заботу о животных Зимняя стужа дарит вам раскраски «Животные леса».