Ковалева Инна Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Заповедник «Брянский лес» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Заповедник Брянский лес»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 20» г. Новозыбкова Ковалева Инна Николаевна
Программные задачи:
- познакомить детей с заповедником Брянской области;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему „Заповедник „Брянский лес“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
-формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.
-сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедника;
- развивать интерес к изучению родного края;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание,
- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут,
охраняют заповедные уголки природы.
Оборудование:
Иллюстрации животных, растений Брянской области, фотоальбом «Заповедные места Брянской области», аудиозаписи, магнитофон, атрибуты для игры «Экологический светофор», цветные карандаши, краски, альбомные листы.
Ход занятия
Звучит музыка «Звуки природы».
Воспитатель;
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет лесных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
Хотим все знать!
Воспитатель : Послушайте мою загадку и догадайтесь, о чем сегодня будет наше занятие? :
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Костеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
- Кого же назвали богатырем?
Ответы детей: Лес.
Беседа на тему «Кто главный в лесу?»
Воспитатель: А вы не задумывались, почему так долго может расти лес?
Ответы детей: Много животных в лесу помогают ему жить.
Воспитатель: Какие бывают леса?
Ответы детей: Хвойные, лиственные, смешанные.
(Рассматривание иллюстраций)
Воспитатель: Приведите примеры деревьев, которые растут на территории нашего края. Кто же обитает в нашем лесу? (Растения, животные, грибы).
Воспитатель: И сегодня на занятии я предлагаю вам отправится на экскурсию в Брянский лес, но не просто в лес, а в заповедник «Брянский лес»
Кто знает, что такое заповедник?
Рассказ воспитателя о заповеднике «Брянский лес» с рассматриванием фотоальбома.
Воспитатель: Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей родины. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало,
- Для этого в нашей стране созданы заповедники.
Заповедник - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
Профессия людей, которые работают в заповедниках называется - охотовед.
Он охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц.) В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
Воспитатель: А вы знаете, что в нашем родном крае находится один из самых старейших заповедников : «Государственный заповедник Брянский лес». Он был создан 14июля 1987 года. Главная заповедная река — Нерусса, которая впадает в Десну. Заповедник «Брянский лес» – один из самых маленьких в России, его площадь составляет всего 12 с небольшим тысяч гектаров. Однако, несмотря на свои малые размеры, «Брянский лес» успешно справляется с множеством задач по сохранению уникальной природы, благодаря чему ему присвоили статус биосферного заповедника. Бережное отношение к лесу и его восстановление также помогает сохранять популяцию черного аиста – краснокнижной птицы России, символа заповедника. На территории заповедника обитают рысь, выхухоль, серый журавль, волк, зайцы, пять видов копытных олени, лоси, кабаны, косули и зубры и многие другие животные.
(Рассматривание картин с изображениями животных).
Помимо сохранения леса Брянщины заповедник занимается восстановлением популяции редких видов животных. Первым стал бурый медведь. Несмотря на то, что в целом по России это животное встречается часто, в Брянской области оно было занесено в региональную Красную книгу. В 1980-е численность медведя не превышала 10 особей. По инициативе заповедника в 1996 году на территорию выпустили медвежат-сирот. Всего привезли 14 медвежат. В настоящее время следы пребывания медведя можно встретить на всей территории заповедника и его окрестностей.
«Брянский лес» принимает участие в одном из уникальных проектов восстановления популяции красной книжных животных России. Задача заповедника – увеличить число зубров, некогда обитавших на этой земле. Зубр – единственный дикий вид подсемейства бычьих в Европе, сохранившийся до наших дней. Сейчас на территории заповедника обитают около 50 особей. Зубров сюда привозят из других заповедников.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем! Я буду загадывать вам загадки, а вы найдете на моем столе отгадку и мы вместе посмотрим, правильно ли вы нашли ответ.
Если есть у кисочки на ушах две кисточки,
Эту киску берегись
Потому, что это (рысь)
Водяные мастера
Строят дом без топора (бобры)
Не мышь, не птица
В лесу резвиться
По деревьям летает
Шишки собирает (белка)
Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза пряча нос (медведь)
Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке,
На спине огромный горб,
Ест траву, а так же ветки.
(Зубр)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Устали? Хотите отдохнуть?
Дети выходят в круг и играют в игру «Изобрази животное».
(Под энергичную музыку).
Каждый ребёнок изображает какое-либо животное, двигается под музыку.
А воспитатель отгадывает, каких животных изобразили дети.
Воспитатель: В 1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! 25 видов животных из заповедника Брянский лес занесены в Красную книгу России.
Воспитатель: Как вы думаете, какие животные занесены в красную книгу?
Правильно: Зубр, выхухоль, большой тушканчик или земляной заяц, соня-полчок (семейство грызунов, лесная соня (семейство грызунов, крапчатый суслик, рысь, речная выдра, бурый медведь, гигантский барсук, гигантская вечерница (семейство летучих мышей)
(Рассматривание картинок с изображенными животными).
Воспитатель: В Красную книгу области занесены редкие и ценные виды растений края: осока теневая, адонис весенний, башмачок настоящий, баранец обыкновенный, волчье лыко, чабрец, толокнянка: 240 редких видов растений и 100 — лекарственных.
А сейчас давайте поиграем. Дид. игра «Волшебные пазлы»
Детям предлагается собрать картины - пазлы с изображением растений, занесенных в Красную книгу Брянской области.
Молодцы справились с заданием и названия растений закрепили.
Воспитатель: Вы сегодня много узнали о растениях и животных Брянского заповедника. А сейчас давайте их нарисуем и соберем свою Красную книгу Брянской области. (Дети договариваются о том, кого они будут рисовать)
После окончания творческой работы воспитатель собирает рисунки детей в файлы и собирает книгу)
Воспитатель: Ребята, что у нас получились?
Правильно, но это только начало нашей книги, мы обязательно продолжим работать над ней на следующих занятиях.
Воспитатель обращает внимание на светофор.
Ребята, что это? Верно, это светофор. А я предлагаю поиграть вам в экологический светофор.
Игра «Экологический светофор»
- Я описываю ситуацию, а вы поднимаете «фонарики» (желтый, красный, зеленый). Красный цвет – опасность природе, желтый – ситуация выбора, зеленый – нет вреда природе.
Ситуация:
1. Валера достал нож и хотел содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер.
2. В прошлый раз Валера с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы и решил полить их, поэтому захватил ведро.
3. Олег и Валера решили покататься на велосипедах. Рядом был лесопарк. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. «Как же быть? - задумались они. – Можно ли здесь кататься?»
Воспитатель: Не только в заповедниках надо беречь природу ее надо
охранять в любом месте.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Наше занятие подошло к завершению.
Рефлексия: Ребята, где мы сегодня с вами побывали на экскурсии?
Правильно, в заповедном лесу. Что вам больше всего понравилось? С какими животными и растениями заповедника мы сегодня познакомились?
Ответы детей:
Дети достают из корзинки смайлики с изображением тех животных и растений, с которыми познакомились, рассказывают о них и прикрепляют на магнитную доску с картой Брянской области.
Воспитатель: Молодцы, многое сегодня нового узнали.
Ребенок читает отрывок из стихотворения В. Орлова
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Воспитатель благодарит детей.