Любовь Жалнина
Конспект занятия по познавательному развитию «Царство земли» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с составом земли.
Задачи:
- Познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины, песка.
- Формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
- Упражнять в умении сравнивать, анализировать, исследовать, проводить опыты.
-Формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы.
-Развивать коммуникативные навыки.
-Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Царство земли“ в старшей группе» размещена в разделах
-Активизировать словарь детей: сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня, плодородная.
Материалы и оборудование: Костюмы у детей (черная водолазка, чёрные лосины, желтая юбочка, косынка, спортивная обувь). Мантии и головной убор для учёных, глобус, парашют, мисочки с песком, глиной, камнями, вода, ложечки для воды, салфетки, трубочки для коктейля, поднос для
«создания» земли, поднос с землёй и проросшими побегами зерна, Дидактическая игра «Откуда горсть земли».
Ход занятия
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, но для этого нужно отгадать загадку.
- Загадка: И топчут её, и режут её, она не серчает - добром отвечает.
Кто нам общая мать? (Земля). Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Какая земля у нас под ногами – твёрдая или мягкая? (твердая, крепкая, надежная). А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. И для этого я предлагаю вам стать учёными и отправиться в подземный мир. Кто знает, чем занимаются учёные? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты).
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Чтобы узнать строение земли.
Вам нужно вглубь, её войти.
Нам опыты помогут в этом.
В пещере все найдем ответы.
Как попасть в пещеру нам?
Глобус здесь поможет нам.
Глобус должен покрутиться,
Чтобы вам в недра земли спуститься.
Под землёй темнота и мрак, волшебный фонарик поможет так: берём фонарики, включаем и идем по туннелю в лабораторию.
Для проведения опытов учёным нужна лаборатория.
Воспитатель и дети переодеваются в учёных (головной убор учёных, мантию).
Ну, вот теперь мы ученые!
- Ученые часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования.
- Свои исследования мы начнем с изучения песка.
- Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку.
Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Сыпучий). А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта). Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? Нет (сыпучий - только сухой). Из какого песка, легче делать постройки – из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды - такие места называются песчаными пустынями. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.
Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило - разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер может легко передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу».
Исследование глины.
- Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Рассмотрите её. Какая она? (твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга). Давайте нальём в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда, делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину). Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из неё можно лепить). Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Ещё в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду обжигали на огне, она становилась твердой и не пропускала воду.
Вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она станет мягкой, пластичной, Из глины лепят посуду. Её используют в строительстве».
А теперь немного отдохнём.
АКТИВНАЯ МИНУТКА «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Раз – и стану я землёй, мягкой, тёплой и живой! – развернуть парашют
Очень сильной, очень крепкой, очень доброй и большой – идти по кругу.
Два – и вмиг я глиной стану, может, к обуви пристану - положить парашют, поставить руки на пояс, присесть, выставляя ногу вперед.
Если дождик на дворе. Не ходите вы ко мне!
Три – сейчас я холм зыбучий, очень жёлтый и сыпучий – взять парашют в руки и выполнять взмахи.
Осторожней, люди, будьте, если вы не на верблюде!- положить парашют.
А четыре - камни мы, дружные ребята – присесть на корточки и накрыться мантией.
И бросать в окошко нас никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой, дружат травы все со мной, - взять кончики косынки и выполнять повороты влево, вправо.
И деревья, и кусты, червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю: «Чтите матушку свою!» - взять парашют в руки и идти по кругу.
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем братья нам. И мы друзья!
Ну, вот отдохнули - продолжаем исследование.
Исследование камней.
- Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (твёрдые, холодные, шероховатые и т. д). Налейте на камни немного воды. Что получилось? Ответы детей. Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни (нет). Как они изменились? (стали ярче, красивее). Кто знает, где «живут» камушки? Ответы детей (в горах, в море, в реке, в пещерах и т. п.). Кто из вас видел камни, и где это было?
Вывод: «Камни твёрдые, крепкие. Они «живут» - на земле, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».
Исследование почвы.
- Возьмите мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля – почва. Рассмотрите её внимательно, исследуйте, из чего она состоит. Что в ней есть? Ответы детей. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.) Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится еда для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше себя чувствует растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло? Ответы детей. (Вода впиталась - почва стала влажной). Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода? Ответы детей. (Она уходит в почву, и растение может «напиться»). А кто живет в почве? (Дети перечисляют).
Вывод: «Почва – это «живая» земля. Без неё не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их. (Ответы детей). У нас под ногами – песок, глина, камни. Самый верхний самый плодородный слой земли называется почвой».
- Давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (Земля). Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой – землёй». Почему? (Ответы детей). На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля – это ещё и название нашей планеты. Давайте скажем матушке - Земле несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой всё оживает. Пусть каждый из вас произнесёт своё пожелание земле. Дети, говорят добрые слова. (В это время поднос накрывается большим лоскутом).
А теперь давайте поиграем!
ИГРА «Откуда эта горсть земли?»
Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. Дети по очереди берут пакетики и кладут их на той или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков, - на лепесток с изображением гор, пакетик с чёрной плодородной землёй – на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной – на глинистую дорогу, с песком – на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камушками – на лепесток с изображением морского берега.
- Мы с вами провели интересные исследования. Теперь, может быть, вы по- другому будете смотреть на то, что у вас под ногами, когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землёй. (Берёт поднос - накрытый тканью и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги пшеницы – во время игры незаметно меняет поднос с землёй, но уже с проросшими побегами).Смотрите, что произошло с нашей землёй после того, как мы сказали ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Возьмём этот поднос в группу и будем наблюдать, что произойдет с землёй и растениями дальше. Воспитатель и дети снимают одежду учёных и возвращаются из лаборатории в детский сад.
(Воспитатель с подносом в руках, а детьми по туннелю возвращаются в детский сад).
- Дети, а может быть, у вас ещё какие-то пожелания есть Земле?
- Дети: Планета любимая – наша Земля,
Как близкого друга мы знаем тебя.
И все твои тайны, что скрыты от глаз
Для наших друзей мы открыли сейчас
И пусть всех богатств никогда нам не счесть.
Мы все обещаем сегодня и здесь,
Что будем любить, и беречь, и хранить
Всё то, что земля нам будет дарить.