Людмила Романова
Конспект занятия по познавательному развитию «Микробы» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников.
Образовательные задачи: Сформировать у детей элементарные представления о микробах, о мерах защиты. Учить предотвращать возможные ситуации, опасные для здоровья.
Активизировать словарь: профилактика, микроскоп, лакто бактерии.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы и оборудования: доски, пластилин, бумажные салфетки, графин с водой, пищевая краска, цветок с лепестками, футляры от киндер – сюрпризов, очищенный чеснок, ложки чайные, влажные салфетки, ель, конверт, флешка, ноутбук.
Предварительная работа: Беседа о микробах, рассматривание иллюстрации с изображением микробов, знакомство с микроскопом, чтение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», З. Петрова «Спасибо зарядке», отгадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель:Мы осторожно входим в сказку с вами,
Дорога, лес – знакомы нам, давно.
Здесь все живет и дышит чудесами,
Загадками и тайнами полно.
(Звучит музыка, дети, вместе с воспитателем, идут по дорожке, и под елью находят конверт и флешку).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за предметы здесь лежат? Вроде флешка и конверт. Давайте посмотрим флешку, может тогда и узнаем, что там.
(Вставляю флешку в ноутбук и включаю, появляется кукла девочка)
- Здравствуйте! Я – девочка Алена, попала в невидимое царство, где живут невидимые существа. Злая королева «Микробища», заколдовала меня. Помогите мне, пожалуйста, избавиться от колдовства и попасть к вам, в детский сад.
Воспитатель: Ребята, Алена попала в беду, поможем ей?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим дальше, может, мы узнаем, каким образом королева заколдовала девочку Алену.
(Включаю ноутбук, и продолжаем смотреть)
Девочка Алена: Посмотрите, королева замарала мне руки чем то, но что на руках, я не знаю, они не отмываются, и как спасти мои руки, тоже не знаю.
Воспитатель: Ребята, чем замарала королева Аленины руки, мы узнаем, отгадав загадку. Слушайте внимательно:
- Намного меньше, чем зерно
И не видно глазкам, но
Если в микроскоп посмотрим,
То узнаем кто оно. (Микроб)
- Ребята, как вы думаете, чем могла испачкать королева Катины руки?
Дети: Микробами!
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. Давайте посмотрим дальше.
(Включаю ноутбук, и смотрим дальше)
Девочка Алена: А теперь ребята. Откройте конверт и вытащите его содержимое, там есть кружок. Королева передала мне этот кружок, и сказала, что это цветок, но этот цветок не простой, у него нет лепестков. Она сказала, что колдовство исчезнет тогда, когда найдутся все лепестки и соберутся в цветок. Но, найти их не просто, они найдутся только тогда, когда будут выполнены задания королевы. Задания тоже находятся в конверте.
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Алене выполнить все задания королевы и собрать цветок?
Дети: Да!
(Вынимаю из конверта лист бумаги с заданиями).
Воспитатель: Саша, расскажи, что ты знаешь о микробах? Какие они, и где обитают?
Саша: Микробы – это очень маленькие, живые существа. Они живут повсюду: в почве, в воде, на одежде, на грязной коже, на руках, на игрушках.
Воспитатель: Молодец Саша! Кира, а можно ли увидеть микробы?
Кира: Микробы очень маленькие существа, поэтому их можно увидеть только под микроскопом.
Воспитатель: Кирилл, расскажи нам, что такое микроскоп?
Кирилл: микроскоп – это аппарат, который увеличивает невидимый предмет на несколько раз.
Воспитатель: Правильно, молодец Кирилл. Ребята, давайте все вместе скажем – Микроскоп. (Повторяем три раза)
Воспитатель: Наташа, что ты еще знаешь о микробах?
Наташа: У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа, это просто шарики или палочки. Но они, так же как и мы, едят, дышат, передвигаются.
(По ноутбуку показываю изображения микробов)
Воспитатель: Наташенька, молодец! У микробов, действительно, нет ни рук, ни ног. Кто мне расскажет, как же они передвигаются?
Виталик: У некоторых микробов есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается как пропеллер самолета, и микроб двигается. Но, у большинства, таких жгутиков нет. В жидкости они просто, слегка подпрыгивают, как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. А там, где сухо, они переносятся по воздуху.
Воспитатель: Молодчина! Ребята, да, есть микробы опасные, но, есть и полезные. Давайте и о них, поговорим немного. Большинство микробов для нас, не опасны. Даже наоборот, они бывают очень полезными. Это – кисломолочные, лакто бактерии. Давайте все вместе скажем – лакто бактерии. (Повторяем три раза).
(На компьютере показываю изображения лакто бактерии) Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот так выглядят, полезные нашему организму, микробы.
- Лакто бактерии – это микроорганизмы, которые улучшают пищеварение, и общее состояние желудка, кишечника, но это еще не все. Они укрепляют наш организм и защищают от болезней. Из этих микробов, делают очень много полезных продуктов. Аня, как ты думаешь, в каких продуктах применяют их?
Аня: С помощью этих микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие, вкусные, полезные продукты.
Воспитатель: Правильно Анечка! Дети, у микробов есть еще одно, самое интересное свойство. Они умеют размножаться. Это значит, что от одного микроба, скоро получится много новых микробов. Давайте посмотрим, как это происходит. Проходите к экспериментальному столу.
(Дети садятся за стол)
- Перед вами, на столе, кусок пластилина. Отделите небольшой кусок пластилина и скатайте из него шарик (дети выполняют). Вот так выглядит микроб, который вызывает болезнь горла – ангину, болезнь зуба – кариес и, многие другие заболевания. Через некоторое время микроб, просто делится пополам. Разделите шарик на две части (Дети выполняют). Получилось два новых микроорганизма, два новых микроба. В начале, они маленькие, но они питаются, растут, поэтому скоро становятся таким же большим, как и первый микроб. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим, маленьким микробам, как будто они выросли. (Дети выполняют). Молодцы ребята! Скажите, что теперь с ними произойдет?
Дети: Они разделятся!
Воспитатель: Правильно, они снова разделятся. Разделите каждый микроб пополам. Сколько их стало?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Эти тоже скоро вырастут. Увеличьте размер своих, микробов. (Дети выполняют). Что будет дальше?
Дети: Снова разделятся пополам.
Воспитатель: Правильно. Вот так их количество становится все больше и больше и, человек заболевает все сильнее и сильнее.
- А теперь давайте посмотрим, что произойдет микробами, когда больной человек принял лекарство. Представьте, что салфетки, которые лежат перед вами – это лекарство. Кладите микроб в лекарство и, сомните шарики в салфетке (Дети выполняют). Что с ними стало?
Дети: Они сморщились, слиплись между собой…
Воспитатель: Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек и выздоровел.
- Ребята, чаще всего, конечно, у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью, на руках скапливается много заразных микробов.
(Показываю в компьютере изображения микробов до мытья рук и после мытья рук).
Воспитатель: Посмотрите ребята, вот эти микробы под ногтями, до мытья рук. Их, очень много. А здесь – после мытья рук, микробов почти не осталось, вода и мыло смыли микробов. Какой же можно делать вывод?
Дети: Мыть по чаще руки с водой и с мылом.
Вывод: От простой воды и мыла, у микробов тают силы. Недаром в народе говорится: «Чистая вода, для хвори беда». Вот мы, и выполнили первое задание королевы, и нашли первый лепесток от этого цветка. Влад, прикрепляй лепесток цветку.
(Влад прикрепляет лепесток к кружочку).
Воспитатель: Микробы существа могущественные, хоть и не видимые. Стоит им пробраться к телу человека, сразу начинают разбойничать и размножаться внутри, их становится все больше и больше, как мы уже с вами видели. Но, сейчас, мы с вами, посмотрим, как быстро они умеют размножаться. Перед вами, на столе, графин с водой. Представьте, что это наш организм, а пищевая краска – микробы. Сейчас я опускаю в воду краску. Посмотрите и скажите, что происходит, почему все окрасилась в розовый цвет?
Соня: Потому что, микробы попали в наш организм, и стали быстро размножаться.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Скажи Марианна, каким путем микробы попадают в наш организм?
Марианна: Они попадают в наш организм через грязные руки, через сырую воду, по воздуху, через больных кошек и собак, а также через больных людей.
Воспитатель: А могут ли микробы попасть в наш организм, во время еды?
Ульяна: Могут, если есть овощи и фрукты, не мытые.
Воспитатель: Значит, какой мы делаем вывод:
Дети: Надо мыть овощи и фрукты перед едой, чтобы смыть всех микробов.
Воспитатель: Вот и нашелся второй лепесток.
(Юля прикрепляет лепесток)
Воспитатель: Чтобы не болеть, быть здоровым, сильным, что нужно делать по утрам?
Дети: Зарядку!
Воспитатель: Правильно ребята, давайте мы, с вами, тоже немного разомнемся.
Физкультминутка.
Чтоб здоровым, сильным быть, (Руки вверх – вниз)
Со спортом надо всем дружить. (Ходьба на месте)
На зарядку выходите, свою ловкость покажите, (Ходьба на месте)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты вправо и влево)
Быть красивыми стремитесь! (Подбородок выше)
Раз присели, два присели, (Приседание)
Наклониться захотели, (Наклоны)
Мы до пяток дотянулись (Дотягиваются до пяток)
Распрямились, улыбнулись.
А теперь прыжки на месте, (Прыжки на месте)
Ноги врозь и ноги вместе.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям, физкульт - привет! (Хором говорят)
А теперь остановитесь. Правую руку кладем на грудь, левую на живот, глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.
Воспитатель: Дети, после физкультурных занятий, у человека, тело становиться легким и настроение улучшается. Какой же вывод мы делаем?
Дети: каждый день надо заниматься спортом.
Воспитатель: Вот мы, с вами, выполнили, и третье задание королевы и нашли лепесток. Я его прикреплю к цветку (прикрепляю). А теперь мы, с вами, проведем игру:
Игра «Это правда или нет?»
(Если правильно, то дети поднимают сигнальную карточку с зеленым кружочком, если не правильно, поднимают сигнальную карточку с красным кружочком).
- Ну что ребята, вы готовы? Тогда слушайте внимательно.
- Я прошу вам дать ответ:
Это правда или нет?
- Чтоб микробами не знаться, надо дети закаляться?
- Никогда чтоб не хворать, надо целый день проспать?
- Если хочешь сильным быть, со спортом надобно дружить?
- Чтоб зимою не болеть, мороженое вам надо есть?
- И от гриппа, от ангины, нас спасают витамины?
- Будешь кушать лук, чеснок, тебя простуда не найдет?
- Хочешь, самым крепким стать? Сосульки начинай лизать!
- Ешь ты больше витаминов, будешь сильным и красивым?
Воспитатель: Леша, скажи, зачем нужны нам витамины?
Леша: Витамины нужны, чтобы не болеть, повышать иммунитет.
Воспитатель: Молодец! Значит, какой будем делать вывод?
Вывод: Надо есть больше витаминов.
Воспитатель: Нашелся и следующий лепесток. Миша, прикрепи лепесток.
(Миша прикрепляет лепесток)
- Ребята, осталось найти еще один, последний, лепесток. Для этого мы должны отгадать загадки:
- Очень горький, но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг –
Потому что это (Лук)
- Есть для защиты вместо рук –
зубастая головка.
Микробы вредные вокруг,
Я истребляю ловко.
Кто со мною не знаком?
Называюсь (Чесноком).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как лук и чеснок помогают убивать микробов, которые вызывают болезнь «Грипп»?
Дети: Чеснок и лук уничтожают микробы, благодаря богатому витаминному составу.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас мы, с вами, чтобы не болеть гриппом, для профилактики, сделаем чесночный брелок. Что означает слово – профилактика? Это значит предупреждение болезни, защита организма. Давайте все вместе скажем слово – профилактика (повторяем три раза).
Воспитатель: Перед вами, на столе, лежат футляры, от киндера – сюрприза (с заранее сделанными отверстиями, вдетыми нитками, чеснок очищенный и измельченный). Возьмите ложки, наберите измельченный чеснок, положите в футляр, закройте футляр (дети выполняют). Если все готово, наденьте брелок на шею. Вот теперь, вы, защищены от микробов, которые приносят нашему здоровью вред.
- Какой мы делаем вывод?
Дети: Надо чаще есть блюда, заправленные чесноком и луком. И желательно, чтобы дома всегда был чеснок и лук.
Воспитатель: Справились мы, с вами, со всеми заданиями королевы, и лепесток с головкой чеснока и лука, прикрепим к нашему цветку. Вот какой красивый получился цветок.
(В группу входит девочка Алена)
Девочка Алена:
- Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
Вот тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомните – здоровье в магазине не купить.
- Спасибо ребята! Вы меня избавили от колдовства. А на память я хочу подарить вам веселое настроение (дарит смайлики).
Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено.
- Ребята, какое задание вам больше понравился?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы, с вами, собрали цветок здоровья, теперь каждый из вас знает, как нужно укреплять свое здоровье.
Использованная литература:
1. А. И. Иванова «Естественно научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М, СФЕРА 2005 г. ;
2. Р. Б. Стеркина «Учебно – методические пособия по основам безопасности и жизнедеятельности дошкольника»;
3. Р. Ротенберг «Расти здоровым» М. Физкультура и спорт 1983 г. ;
4. Р. Дышаленкова – стихи «Микробы»;
5. В. Балабанова «Биология, экология, здоровый образ жизни».