Маркова Евгения Владимировна
Конспект занятия по ФЦКМ на тему «Перелетные птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ)
на тему : «Перелетные птицы» в старшей группе
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ на тему „Перелетные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах : аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Материалы: иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:
Скучная картина! Чахлая рябина
Тучи без конца, Мокнет под окном;
Дождик так и льется, Смотрит деревушка
Лужи у крыльца, Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, люди собирают урожай).
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (Перелетные и зимующие).
- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
- Ребята, посмотрите, к нам прилетели птицы, давайте узнаем, какие это птицы, что они хотят сказать. Птицы, расскажите о себе.
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
- Послушайте, пожалуйста, как кукует кукушка. (аудиозапись). Вы, наверное, слышали голос этой птицы, когда бываете в лесу или в деревне.
- Давайте послушаем вторую птицу :
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- Послушаем, как поет ласточка. (аудиозапись). Ребята, вот так щебечет ласточка.
- Что расскажет третья птица :
3. Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
- Вот такой звук издает аист. (аудиозапись)
- Ребята, как вы думаете, о чем же мы с вами мы будем говорить сегодня? (О птицах).
- Правильно, но чтобы узнать о них больше посмотрим на экран. (Просмотр презентации)
Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (Ответы детей.)
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой : журавли, гуси, лебеди летят клином в виде треугольника, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят : летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете, ли вы, куда птицы улетают? (Ответы детей)
2. Основная часть занятия.
Физминутка. (Загибаются пальцы обеих рук)
Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,
Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка
Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.
Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,
Сонная головушка. Эта – стриж,
Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. (Руки за спину)
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки. Ребята, я вам перечисляю птиц. Когда я называю перелетных птиц, мы летаем, а когда называю зимующих, мы приседаем на корточки.
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5- 6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто улетел». Давайте назовем всех птиц. Вы закроете глазки, и одна птица улетит на юг, когда вы откроете, то должны угадать, какая птица улетела на юг.
Например: на юг улетел журавль.
Упражнение «Скажи одним словом».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
- Ребята, теперь я вас приглашаю сесть за столы. У каждого из вас на столах разложены разрезные картинки птиц. Ваша задача: собрать картинку и назвать птицу. Будьте внимательными, потом расскажете, какую птицу собрали, перелетную или зимующую.
3. Анализ занятия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно
слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
Я хочу подарить вам вот эту книгу «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.