Ирина Тюняева
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дома в Духовщине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы детского сада, тема «Дома в Духовщине»
Автор занятия : Тюняева Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Золотой ключик» Города Духовщина.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы „Дома в Духовщине“» размещена в разделах
Дать детям представление о разнообразии архитектуры родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо Расширять словарный запас: крыша, конек, крыльцо, подъезд, лестница.
Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.
Материал, оборудование:
фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Пальчиковая игра
Строим дом
Целый день тук да тук —
Раздается звонкий стук.
(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят.
(изобразить ладонями крышу)
Вот какой хороший дом,
(сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем.
(вращать кисти рук)
Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.
Вопрос:
Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входит солнечный свет, и можно видеть, что делается на улице. В былые времена, окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.
Вопрос:
Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
Воспитатель:
У дома есть крыша со скатом (показать ладошками, чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.
Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите,
Чаем с медом угоститесь».
Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!
Вопрос:
В таком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.
Вопросы:
Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Карточка - дом без крыльца.
Вопросы:
Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
Карточка – дом без крыши.
Вопросы:
Чего не хватает у дома? (крыши)
Воспитатель:
Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома
(Рассматриваем иллюстрации)
Вопрос:
Из чего строят дома сейчас? (из кирпича, из камня)
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько этажей у этого большого дома
Воспитатель:
Современные дома многоэтажные, в них много больших окон, есть балконы, лоджии. В таких домах проживает много людей.
Вопросы:
Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)
Воспитатель:
В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.
Игра «Будем вместе строить дом»
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).
Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый.
(дом)
На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое.
(окно)
Треугольник видит - дом,
- Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он.
(крышей)
Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из.
(трубы)
Прискакали линии Черные и синие И построили на спор Вокруг домика. (забор)
В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось.
(солнце)
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.
Вы Сегодня узнали, что в нашем городе «дома бывают разные : старинные и новые, высокие и низкие с разноцветными крышами, деревянные, кирпичные и каменные всем нам нужные - живут в них люди дружные».