Наталья Щугорева
Конспект занятия по познавательному развитию «Азбука на снегу»
▼ Скачать + Заказать документы
Учить определять следы животных в зимнем лесу, показать, чем они отличаются друг от друга (формой, размером); закрепить знания о тех животных, которых можно встретить в зимнем лесу; развивать логическое мышление, фантазию, наблюдательность.
Оборудование: картина «Волк на охоте», рисунки животных и их следы
Ход занятия:
Воспитатель выставляет картину и предлагает детям выполнить задание:
- В зимний, морозный день голодный волк вышел на охоту. Лесные обитатели почуяли опасность и спрятались. Попробуйте, отыщите их. Дети перечисляют животных, спрятавшихся в лесу: кабан, лиса, мышка, заяц, лось, тетерев, белка.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Азбука на снегу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Всех ли этих животных можно повстречать в зимнем лесу? (Да)
- Но найти их будет нелегко. Правда, есть одна подсказка, по которой можно найти того или иного животного. Хотите знать, что это за подсказка? Тогда отправляемся в зимний лес. Педагог вместе с детьми произносит волшебные слова: «Раз, два, три, повернитесь и в лесу все очутитесь». И вот мы в лесу. Педагог обращает внимание детей на следы, разложенные на ковре.
- Что это? (это следы)
- Как вы думаете, кто оставил этот след? (Этот след от сапога, его оставил человек)
- Похож след человека на эти следы? (Нет)
- Кто же оставил на снегу свои следы? (Ответы детей)
- Действительно, это зимние жители леса оставили следы на снегу. Можно сказать, что следы от одного животного?
- Нет (Следы все разные, значит их оставили разные животные)
- Сейчас мы будем учиться читать следы на снегу. Узнав след, можно отыскать и животного который его и оставил.
Азбука лесная очень не простая,
Промелькнул в чащобе зверь,
Что за зверь – пойди проверь
Пусть растаял он, как дым,
Но оставил он следы.
На снегу следы, как знаки:
Волчий след, как след собаки.
Педагог показывает рисунок волчьего следа и предлагает одному из детей отыскать такие следы, пройти по этим следам (Следы ведут к спрятанному рисунку волка). Ребёнок находит рисунок волка.
И лисице не сидится -
След оставила лисица.
Через луг, через кусты –
Вот они, её следы.
Педагог показывает след лисы и предлагает аналогичную работу.
- Посмотрите, чем похожи следы волка и лисы и чем они отличаются. (У волка след крупнее, а у лисы мельче. У лисы просматриваются коготки).
Ну что же, пойдемте дальше.
Заяц след кладет шнурком.
Стоит зайца испугать,
Сразу он начнет петлять.
Чтоб запутать след в снегу,
Петли вяжет на бегу.
Показ следов зайца, предложить отыскать зайца по следам.
- Видите, какой заяц хитрый, попрямой не бежит, а круги наворачивает.
Вот под ель упал ком снега :
Это белка. Здесь с разбега
Ветку хвойную качнуло,
И на землю снег стряхнуло.
Дети рассматривают след белки и ищут её по следам.
- На что похож след белки? (Ответы детей)
На снегу кто строчку вышел?
Это след от лесной мышки.
Дети находят следы мышки и её рисунок.
- Как вы думаете, от чего след мышки такой длинный? (Это от хвоста остается такая длинная полоска)
Физкульт минутка.
Продолжим нашу прогулку.
Четкий след оставил свой
Лось, спеша на водопой.
Как двухполозными коньками
Разрыхлил он снег ногами.
Дети отыскивают лося по следам.
Ну, а здесь кто у реки
Об ольху точил клыки?
Ну, конечно же, кабан.
Снег изрыл весь и пропал.
Дети отыскивают по следам кабана.
- Ребята, посмотрите на следы лося и кабана? Чем они похожи? (И у лося и у кабана на ногах копыта)
- Как вы думаете, а это кто оставил маленькие следы, похожие на палочки? (Это следы птицы)
- Следы каких животных мы не повстречали в зимнем лесу? (Следы медведя, ежа. Они спят)
- Ребята, тогда чьи вот эти большие следы, вы не знаете?
Спят медведи до весны, но бываю шатуны.
По снегу пройдет медведь-
Сразу можно разглядеть:
След когтист, велик, тяжел,
Видно, что… медведь прошел.
Бывает так, что медведь просыпается среди зимы, выходит из берлоги и ходит по лесу, но позже возвращается в берлогу и спит. А нам пора возвращаться в сад. Педагог с детьми произносит волшебные слова.
Итог занятия :
Ребята, с помощью какой подсказки мы сегодня отыскали зимних обитателей леса? (С помощью следов)
Во время прогулок в детском саду, лесу, в парке, обращайте внимание на следы и старайтесь определить, кто их оставил.